НАУЧНО-ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

— одно из направлений научно-популярной литературы, характеризующееся научной достоверностью и занимательной формой изложения. Цели Н.-з.л. - повысить внимание и интерес к данной теме, облегчить понимание излагаемого, дать своеобразный материал для обучения, стимулировать самостоятельное творчество. Осн. приёмы Н.-з.л.: нетрадиционный подход к трактовке известного события, факта; использование примеров из художественной литературы, исторических экскурсов, анекдотических курьёзов и парадоксов; решение разнообразных головоломок, задач-загадок, задач-шуток и т.п.; описание эффектных и легко выполнимых опытов; юмористическое изложение материала, публикация забавных иллюстраций и пр. В силу своего характера Н.-з.л. представляет особый интерес для подростков и юношества. Первые издания с элементами занимательности в форме сборников развлекательных задач вышли в Италии (Альберти Л., 1568, рус. пер., 1937) и во Франции (Баше К., "Занимательные и приятные математические задачи", 1612, рус. пер., 1887; Озанам Ж., "Математические и физические развлечения", 1696). В 19 - начале 20 вв. Н.-з.л. выходила преимущественно по математике. Изданы в России: Обреимов В., "Математические софизмы" (1884), Игнатьев В., "В царстве смекалки" (кн. 1-3, 1907-11); в Англии: Джексон Д., "Умственные развлечения для зимних вечеров" (1821), Болл Р., "Математические задачи и развлечения" (1892, рус. пер., 1986), Дьюдени Г., "Кентерберийские головоломки" (1907, рус. пер., 1979); во Франции: Люка Э., "Математические развлечения" (1882, рус. пер., 1883); в Германии: Шуберт Г., "Математические развлечения" (1898, рус. пер., 1911), Аренс В., "Математические игры" (1907, рус. пер., 1911), Литцман В., "Весёлое и занимательное о числах и фигурах" (1921, рус. пер., 1923); в США: Лойд С., "Энциклопедия головоломок" (1914, рус. пер. 1980). Во 2-й половине 19 в. в России и Европе вышли издания, предопределившие научную занимательность: Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П., "Забавная арифметика"; Кайгородов Д., "Беседы о русском лесе"; Мечников И.И., "Этюды оптимизма"; Сеченов И.М., "Рефлексы головного мозга"; Тимирязев К.А., "Жизнь растения"; Брем А.Э., "Жизнь животных"; Геккель Э., "Чудеса жизни"; Гюнтер Г., "Физика в опытах и забавах"; Лодж О., "Лёгкая математика"; Тиндаль Д., "Популярные лекции"; Тисандье Г., "Научные развлечения"; Тит Т., "Занимательная наука" (ч. 1-3); Фабр Ж.А., "Жизнь насекомых"; Фарадей М., "История свечи"; Фламмарион К., "Общедоступная астрономия". Как разновидность научно-популярной литературы Н.-з.л. утвердилась в России в 1-й трети 20 в. с появлением серии занимательных книг, подготовленных плеядой талантливых учёных и специалистов: Аржанов С., "Занимательная география"; Вейгелин К., "Занимательная авиация"; Лебедев В., "Занимательная техника в прошлом"; Никольский А., "Занимательная зоология" и "Занимательная физиология"; Перельман Я.И., "Занимательная физика"; Прянишников В.И., "Занимательное мироведение"; Рюмин В., "Занимательная химия"; Святловский Е., "Занимательная статистика"; Святский Д. и Кладо Т., "Занимательная метеорология"; Успенский Л., "Занимательная география"; Ферсман А.Е., "Занимательная минералогия"; Цингер А., "Занимательная ботаника"; Шульговский Н. "Занимательное стихосложение" и др. Наиболее известные научно-занимательные книги вышли во 2-й половине 20 в. в России: Ферсман, "Занимательная геохимия" (1948); Кордемский Б.А., "Математическая смекалка" (1954); Плавильщиков Н.Н., "Занимательная энтомология" (1960); Платонов К., "Занимательная психология" (1962); Депман И.Я., "Рассказы о математике" (1964); Обручев В.А., "Занимательная геология" (1965); Акимушкин И., "Занимательная биология" (1967); Грошев В., "Занимательная экономика" (1989); Волина В., "Занимательное азбуковедение" (1991); Шнейдеров В., "Занимательная информатика" (1994); Гаспаров М., "Занимательная Греция" (1995); Егоренков Л., "Занимательная экология" (1996) и др.; в Польше: Штейнгауз Г., "Математический калейдоскоп" (1954, рус. пер., 1981); в США: Гарднер М., "Математические чудеса и тайны" (1955, рус. пер., 1967); Крайчик М., "Математические развлечения" (1963); Сиборг Г. и Вэлленс Э., "Элементы Вселенной" (рус. пер., 1966); Смаллиан Р., "Как же называется эта книга?" (рус. пер., 1981); Гамов Г., "Приключения мистера Томпкинса" (рус. пер., 1993) и др. Научно-занимательные материалы публиковались в ранее выходивших российских журналах: "Детское чтение для сердца и разума" (1785-89), "Московский телеграф" (1825-34), "Живописное обозрение" (1836-44), "Журнал для детей" (1851-63), "Вестник естественных наук" (1854-60), "Природа и люди" (1889-1918), "В мастерской природы" (1919-29) и в современных журналах: отечественных - "Наука и жизнь" (с 1890); "Знание - сила" (с 1926); "Техника - молодёжи" (с 1933), "Химия и жизнь - ХХI век" (с 1965) и зарубежных - "Bild der Wissenshaft" (Германия, с 1964); "Scientific American" (США, с 1845); "Science & vie" (Франция, с 1913).

Просмотров: 2002
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ»
  • БИБЛИОТЕКИ для детей и юношества
  • Жизнь после жизни
  • Жизнь разума
  • Жизнь, образ жизни
  • Задачи научно-исследовательские
  • Задачи профессиональные научно-исследовательские
  • Знаки математические
  • КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви – катихизис
  • КИНО для детей и юношества
  • ЛИЛЕКВИСТ (LILJEQUIST) Пер Эфраим
  • ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества
  • ЛОГИКА ПЕР-НОЭЛЯ
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
  • Математические методы
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
  • Модели СМК математические
  • МОНОГРАФИЯ КАК ЖАНР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • Научно-популярный журнал
  • НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • Отпуск детей в самостоятельную жизнь
  • ПЕР-
  • ПЕР-М-РХУ
  • ПЕРИОДИКА для детей и юношества
  • ТЕАТР для детей и юношества
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь