|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Педагогическое речеведение. Словарь-справочник, Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков, 1998 г.
КАТЕГОРИИ ТЕКСТАсущественные, обязательные, концептуальные характеристики текста. В специальной литературе как К. т. трактуются: — К. отдельности или замкнутости; определяются границами начала и конца текста и реализуются в различных видах зачинов и концовок текста; — К. информативности реализуется в формах содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной информации, а также в формах информации о структуре (см. структура текста), компонентах (см. компоненты текста), ходе мысли и способах развертывания содержания текста; — К. интеграции проявляется в формах подчинения одних частей другим и всех частей текста его теме и идее; — К. связности (когезии) реализуется во всех видах и формах связи: лексической, синтаксической, логической, композиционной и др.; — К. коммуникативности проявляется в многочисленных способах и средствах ориентации на интересы коммуникантов-читателей или слушателей, в упреждении непонимания, неправильногохода мысли, вопросов, в поощрении опережения в ходе мысли, всоздании эмоционального настроя и сотрудничества в процессе общения; — К. цельности (целостности) в специальной литературе(Л.В. Сахарный) трактуется как функционально-коммуникативная соотнесенность текста с одним объектом, простым или сложным. Передать эту цельность с той или иной степенью необходимой и достаточной расчлененности, детализации — главное в коммуникации, поэтому цельность — как инвариант содержания —может быть реализована в синонимичных друг другу текстах, различающихся степенью развернутости и структурой (например, вряду: первичный текст — конспект или реферат первичного текста — аннотация). С разной степенью убедительности выделяют также К. парти-турности (В. Г. Адмони), континуума (И.Р. Гальперин и др.), определенности-неопределенности (С.Н. Нестеров и др.), пресуппозиции, прагматики, глубины (подтекста) и др. К. т. можно разделить на две группы: семантическую и структурную. К семантическим К. при этом необходимо отнести К. информативности, пресуппозиции, континуума, глубины (подтекста), а к структурным — категории интеграции, связности (когезии), пар-титурности и др. Лит.: Гальперин И.Р. Грамматические категории текста // Изв. АН СССР. - Серия ЛиЯ. - 1977. - № 6. В. Н. Мещеряков Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Педагогическое речеведение. Словарь-справочник, Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков, 1998 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|