Профессиональное общение в системе «ЧеловекТехника»

Картина мира, складывающаяся у представителей данного типа труда, связана, прежде всего, с видением технической оснащенности жизнедеятельности: Земля видится как источник тепла, энергии, поверхность земли (пустыни, горы, моря) - это место для прокладки кабелей, транспортных артерий, возведения жилья или производственных корпусов. История человечества, цивилизация, культура - это прежде всего достижения науч.-техн. революции (создание электродвигателей, радио, компьютеров и др.). Предметную область деятельности в системе «Ч.-Т.» характеризуют: физич. и химические процессы, макро- или микротехника, трассы; параметры, величины; показания приборов, к-рые могут выходить из строя и т. п. Профессиональное общение (П. о.) подчинено предметной деятельности и вместе они выступают детерминантами психич. процессов. При взаимодействии людей в системе «Ч.-Т.» осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т. п. В П. о. конкретный индивид овладевает «фондом духовного богатства», созданного др. людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем он вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется значение П. о. в жизни индивида. Языком технономических профессий являются чертежи и спецификации. В П. о. фиксируются предмет, средства и продукт деятельности, характер деятельности показывает степень детализации усилий в труде. Здесь люди выступают в функц.-ролевом взаимодействии как подчиненные, окружающие, бригада, экипаж, летный состав, личный состав, бригадир, начальник, командир. Нормативное П. о. происходит в контексте требований технологии производства. Личное П. о. проходит в форме производственных собраний - «летучек», «совещаний», «науч.-техн. советов». Наиболее эффективными методами П. о., способствующими безопасному труду, являются беседа и плакат. В условиях личного П. о. у каждого из его участников активнее протекают процессы самоконтроля, совместно ведется поиск решения. Широкое распространение микропроцессорной техники привело к появлению новой области «речевой технологии», к-рая включает задачи компьютерного синтеза речи, распознавания речи и личности диктора в П. о. Для определения качества передачи речи по каналу связи пользуются понятиями «разборчивость» и «артикуляция». При проектировании многих систем, в к-рых используется речевой канал связи, важен учет человеческого фактора и специфики П. о. Особо это необходимо в работе со сложными техническими системами и аппаратами (атомный реактор, гидроэлектростанция, космический корабль, подводная лодка и т. п.). Лит.: Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995; Котик М. А. Психология и безопасность. Таллин, 1987; Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991; Соркин Р., Кантович Б. Речевое общение // Человеческий фактор. Т. 1, М., 1991. В. В. Пчелинова

Просмотров: 1149
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • ВЛАСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Виды речевой деятельности и их особенности
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Инновационные процессы в системе образования
  • ЛИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ
  • МОДЕЛЬ ПОДСИСТЕМ (СИСТЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ)
  • Общение в экстремальных условиях деятельности
  • Общение представителей различных типов профессий: специфика
  • ПАРАМЕТРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПАРАМЕТРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОАНАЛИЗ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Профессиональное общение в психологии труда
  • Профессиональное общение в системе «Человек Природа»
  • Профессиональное общение в системе «Человек-Знак»
  • Профессиональное общение в системе «Человек-Художественный образ»
  • Профессиональное общение в системе «Человек-Человек»
  • Профессиональное общение на борту воздушного судна: речевой аспект
  • Психодиагностическое общение: контент-анализ письменной речи
  • Психодиагностическое общение: контент-анализ устной речи
  • Социолингвистическая норма (Этические правила речевой деятельности)
  • Средства педагогической деятельности
  • Средства педагогической деятельности
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Учет темперамента в деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь