|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
Профессиональное общение на борту воздушного судна: речевой аспектРешать проблему безопасности полетов необходимо и с учетом закономерностей речевого О. в авиации. Профессиональное общение (П. о.) членов экипажей воздушных судов связано с устной и письменной речью. Письменная речь - это предоставление друг другу информации в полете с помощью естеств. и искусств. языковых систем на бумаге или на экранах компьютеров, локаторов. Устное речевое О. - лучший элемент взаимодействия в ситуациях полета членов экипажа самолета между собой, с членами экипажей др. самолетов и с авиадиспетчерами, поэтому к ней предъявляются опр. требования: речь применяется, когда необходимо: 1) срочно передать командные, оповещающие или предостерегающие сигналы, чтобы привлечь внимание к опр. ситуации; 2) получить от членов экипажа самолета или диспетчера немедленную реакцию в виде действий или побудить их к опр. действиям; 3) продублировать зрительные или звуковые сигналы; 4) подтвердить принятие речевого сообщения; 5) оценить действия; 6) не допускать речевой дезинформации внутри экипажа и с внеш. потребителями информации на родном и на англ. (международном) языке. По источникам возникновения устную речевую информацию в полете разделяют на внешнюю (она поступает от авиадиспетчера и экипажей др. самолетов о состоянии окружающей среды) и внутрикабинную (от систем с речевой сигнализацией и от членов экипажа сообщают о состоянии систем самолета и о программе полета). Поступление внешней и внутрикабинной информации не всегда рассредоточено по времени, что влияет на качество ее приема, вследствие чего возможны: а) наложение одних сообщений на другие при их параллельной передаче; б) объединение 2 сообщений от разных источников при их последовательной передаче; в) неправильное принятие сообщений; г) пропуск сообщения из-за сосредоточения внимания на побочной конкурирующей деятельности. Во избежание этого члены экипажа самолета должны определять моменты начала одновременных передач и прерывать свои передачи, связанные с внутрикабинными сообщениями. Диалогическая речь членов экипажей самолетов и авиадиспетчеров ситуативна и имеет нек-рую своеобразность: тесно связана с условиями, в к-рых происходит устное речевое О. Устная речь контекстна и сжата благодаря специальной профессиональной лексике и авиационной фразеологии. Осн. ее характеристики - подвижность, объем и выразительность. Монологической речью является сообщение командира воздушного судна, обращенное к пассажирам о параметрах полета. Как правило, эту информацию он должен сообщить на русском и англ. языках, соблюдая требования, предъявляемые к публичной речи. Членам экипажей самолетов и авиадиспетчерам рекомендуется использовать при построении предложений принципы экономичности и ясности (Ханин, 1980). Какие бы сложные ситуации ни встречались членам экипажей самолетов в полетах, какими бы условиями они ни отличались друг от друга, большей частью от членов экипажей требуется выполнение однотипных операций в опр. последовательности. Это позволяет предусматривать диалоги между членами экипажей и авиадиспетчерами с использованием профессиональной фразеологии и лексики, понятий, теснейшим образом связанных с действиями членов экипажей. Правильно сконструированные предложения повышают безошибочность действий членов экипажей. Нарушения в речи членов экипажей самолетов однотипны (повышенная громкость, неадекватность интонации и неправильная постановка ударения), повторяются от случая к случаю и приводят к летным происшествиям. Прекращение речевых диалогов между членами экипажа самолета, экипажами и авиадиспетчерами не означает прекращение между ними взаимодействия: П. о. продолжает осуществляться в неречевых формах. Средствами О. являются обмены глазными контактами в разл. ситуациях полета и при выполнении предметных действий членов экипажей. Визуальное наблюдение за приборами, индикаторными табло, показания к-рых раскрывают смысловую сторону информации, - все это мат-л для П. о. в полете. И здесь необходимо внимательное наблюдение за коллегами, одновр. являющимися партнерами в П. о. Перегрузки могут по-разному сказаться на их самочувствии - состояние ступора, появление тремора рук, ног и т. п., что требует мгновенной коррекции действий др. членов экипажа. В случаях штатного протекания полета могут быть периоды молчания, но и в это время члены экипажа непрерывно оценивают ситуации, сравнивают их с программой полета, положением самолета. Особое место при О. в полете принадлежит жестовым, мимическим и пантомимическим проявлениям, но они не могут заменить словесного О. Лит.: Горелов И. Н. Разговор с компьютером. Психолингвистический аспект проблемы. М., 1987; Пчелинов А. Ф. Профессиональное общение и безопасность полетов // Вопр. психологии. № 6, 1982; Пчелинов А. Ф., Майоров А. Г. Средства общения в полете // Гражданская авиация. № 7, 1983.; Пчелинов А. Ф. Способ регулирования совместной деятельности летного экипажа // Вопросы психологии. № 2. М., 1984; Он же. «Ловушки» для экипажа // Гражданская авиация. № 9. 1991; Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982. А. Ф. Пчелинов Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|