Профессиональное общение

- содержательный (смысловой) процесс взаимодействия субъектов как носителей профессионального опыта с целью: а) обмена информацией в производственной ситуации; б) достижения согласия (понимания); в) функционирования профессиональной общности (актуализация профессиональной идентичности). В широком трактовании П. о. - многоплановый процесс развития контактов между субъектами (людьми, группами), порождаемый мотивами совмест. трудовой деятельности. По аналогии с феноменом О. можно обозначить 3-компонентную структуру П. о. - коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны (аспекты). Специфика задач П. о.: передача информации; восприятие друг друга; взаимооценка; взаимовлияние; взаимодействие; управление деятельностью (индивидуальной, совмест.). Функции П. о.: инструментальная (П. о. выступает как социальный механизм управления и передачи информации в профессиональном сообществе); синдикативная (средство объединения людей в едином пространстве труда); самовыражение (как форма самоактуализации, самореализации, самопрезентации, как личностно-психол. контекст интенции взаимопонимания); трансляционная (передача конкретных знаний, умений, способов деятельности); экспрессивная (сопереживание, сочувствие); социального контроля (регламентация поведения и деятельности в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др. Особенности П. о. и его значение для разрешения рабочей ситуации, развития субъекта труда и профессионального сообщества выявляются через структурный анализ осн. компонентов П. о.: 1). Субъекты О. - наделенные сознанием, опытом, отношением к партнеру по коммуникативному процессу (другому); обладающие единым тезаурусом (схожей системой языка, понятий, смысловых значений) и принятыми в данном профессиональном сообществе нормативами О.; совершающие коммуникативные действия. Данные субъекты одновр. выступают как представители профессиональной группы (Я - социальное, профессиональное) и как Я - индивидуальность. Индивидуальное и социально-профессиональное как атрибутивность субъекта П. о. наиболее слитно и полно выражены в понятии «профессиональный опыт личности». 2) Коммуникативная ситуация П. о. - насущное актуальное, требующее осмысления и действий. Данная ситуация актуализируется извне - контекстом, а внутр. ее побудителями являются цели и мотивы субъектов П. о., к-рые побуждают обращаться другу к другу. Предикат «профессиональная» применительно к коммуникативной ситуации подчеркивает ее значимость в контексте профессиональной деятельности и профессионального опыта личности. 3) Текст (в широком смысле) - семиотическая система значений, отражающая актуальность ситуации, выражающая смысл и значение П. о. 4) Коммуникативные действия сознательно ориентированы на смысловое восприятие профессиональной информации др. субъектом. Здесь необходима обратная связь (как прямая, так и отсроченная): прямая непосредственная обратная связь существенна для осмысления актуальной ситуации П. о. «здесь-и-сейчас», отсроченная в будущее важна для становления профессионального опыта. Дополнительные компоненты П. о.: 1) Автокоммуникация - в общем смысле соотносима с рефлексией, иногда выступает в форме «внутр. диалога». Текст в П. о. направлен не только «слушающему», но и самому «говорящему». Возможна проблема «формального / личного» в профессиональном тексте (как при формировании сообщения, так и при его декодировании. 2) Коммуникативные барьеры, где к трудностям субъективного плана (неумение устанавливать контакт с собеседником и поддерживать продуктивное О.) добавляется профессиональная некомпетентность, волюнтаризм и пр. В профессиональном сообществе высшая форма П. о. предполагает учет оригинальности и различия точек зрения, что служит развитию профессионального мастерства. Профессиональное сообщество как социальная система имеет характерные признаки в П. о.: а) профессиональная идентичность субъектов О. (соотношение Я-индивидуальное / Я-профессиональное); б) эффективность разных типов коммуникативных действий в разл. ситуациях; в) степень «коммуникативности» того или иного профессионального сообщества (его открытость/закрытость); г) профессиональный язык (в т. ч. слэнг) - актуальна проблема его нормативности, автономности, освоения и функционирования (напр., нормативно заданный межд. правом профессиональный англ. язык транспортников летчиков, моряков; а профессиональное сообщество ученых отличают «трансцендентальные языковые игры науч. сообщества» (К. О. Апель); д) в П. о. обмен информацией между субъектами осуществляется прежде всего с целью взаимодействия, поэтому ее важнейшие функции: информативная (передача сообщений) и побудительная (от гибкого воздействия на взгляды и поведение другого до принуждения к опр. действиям через внушение, убеждение и аргументацию); е) при взаимодействии субъектов П. о. значим рефлексивный план коммуникативных действий и ситуации О., что является основополагающим для профессионального опыта личности; ж) функции и значение П. о. целесообразно рассматривать применительно к системе категорий «личностно-профессиональный опыт - время труда - профессиональная жизнь». М. Ю. Орлова

Просмотров: 5133
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АННОТАЦИЯ КАК ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ТЕКСТ МОНОГРАФИИ
  • Второе значение образования как результата
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Заработная плата как форма стоимости рабочей силы
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Игра как форма общения
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
  • Н.Луман: Общество как коммуникативная система
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Образование как система
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Общение как процесс
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Профессиональное общение : коммуникативные барьеры
  • Профессиональное общение как среда саморазвития специалиста
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Социализация как процесс
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • Убеждение, как форма деятельности
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь