Общение врача с пациентом

- ролевое О., к-рое предписывает характер взаимоотношений и взаимодействия с пациентом, обладает терапевтическим эффектом. В ролевом О. врач в опр. мере лишается спонтанности, непредсказуемости, его шаги и действия стандартизируются. Такое поведение врача в границах своей роли становится защитой для пациента, к-рый не должен стать заложником индивидуальных черт характера, субъективных целей, эмоционального состояния врача (Творогова, 2007). С др. стор., ролевая защита может способствовать усилению деперсонификации О. врача с пациентом (сокрытию своего личностного, проблемно-смыслового поля) (Хараш, 1987), в то время как пациент от врача ожидает подлинности и самораскрытия. Он должен быть уверен в своем докторе не только как в профессионале, но и как в личности, к-рой доверяет свою жизнь. Данные доказательной медицины свидетельствуют о значимости для лечебного процесса личностно открытого О. врача и пациента. Дж. Франк идентифицировал 4 общие фактора, повышающие моральный дух пациента, среди них - глубокие доверительные отношения с оказывающим помощь. Профессия в большинстве случаев требует от врача диалогического О. со своим пациентом. По отношению к пациенту врач осознанно занимает опр. позицию, к-рая задает ролевую стратегию его взаимоотношений и взаимодействия с ним. Р. Витч выделил 4 наиболее распространенные модели взаимодействия врача и пациента: инженерная, патерналистская (или «пасторская»), коллегиальная и контрактная (или «договорная»). 1) Инженерная модель предполагает, что врач относится к пациенту как к «биологическому механизму». Эта модель предполагает манипулятивную практику взаимодействия с пациентом, рассматривает его только как материальную конструкцию, не использует внутр. ресурсы его психики. 2) Патерналистская модель предполагает взаимоотношения врача и пациента с позиций моральных норм отеческого отношения, заботы первого в отношении второго, построения О. между ними исключительно по вертикали. Полномочия в борьбе с болезнями в этой модели отданы врачу. Вмешательство пациента в лечение считается недопустимым. 3) Контрактная модель предполагает заключение (письменное, устное) между врачом и пациентом контракта, согласно к-рому проводится лечение. Контракт составляется обоими свободно с учетом интересов каждого. Пациент согласно этой модели активно соучаствует в планировании лечебного процесса, оценке его эффективности. Однако его доверительные отношения со своим лечащим врачом заменены на формализованные рыночные отношения, построенные на юрид. основе. 4) Коллегиальная модель предполагает совместные партнерские усилия врача и пациента в борьбе с болезнью. Подразумевается информированность пациента о состоянии его здоровья, поставленном ему диагнозе, прогнозе течения заболевания и предполагаемых методах лечения. В реальной жизни такая коллегиальность может быть затруднена как из-за недостаточной компетентностью пациента в отношении сути медицинского подхода к лечению, сценке предлагаемых способов лечения и перспектив выздоровления, так и из-за возможной принадлежностью врача и пациента к разным культурам, традициям, образу жизни. В настоящее время в отеч. медицинской практике используются все эти 4 модели О. врача с пациентом. Доминирует патерналистская модель, наметилось движение в сторону коллегиальной и контрактной моделей. Принципы «антиинженерного» (необезличенного) подхода к пациенту зафиксированы отеч. специалистами по биоэтике в виде след. принципов, предполагающих активность пациента, вступающего в диалог с врачом и не чувствующего в этой форме О. ущемления своей личности: 1) принцип уважения человеческого достоинства, 2) принцип «твори добро и не причиняй зло», 3) принцип признания автономности личности, 4) принцип справедливости. Эти принципы созвучны принципам Бошана (Beauchamp) и Чайльдресса (Childress) (1989). Специалисты по биоэтике сформулировали след. правила О. врача с пациентом: а) правило правдивости; б) правило неприкосновенности частной жизни; в) правило конфиденциальности (сохранения врачебной тайны); г) правило добровольного информированного согласия. Компетентное субъект-субъектное О. врача с пациентом опосредствовано стандартами делового О. медицинского работника, к-рые не исключают, а только подчеркивают значимость способности врача к управлению своим О. с пациентом (Творогова, 1992). Возможные нарушения в управлении своим профессиональным О. с пациентами может иметь следствием появление у врача синдрома хронической усталости (астении переутомления), синдрома эмоционального выгорания, поведения, нарушающего медицинскую этику и стандарты профессионального О. (напр., появление агрессивного поведения) др., что вредит лечебному процессу. Лит.: Биоэтика. Вопросы и ответы / Сост. и отв. ред. Б. Г. Юдин, П. Д. Тищенко. М., 2005; Педлтон Д., Скоуфилд Т., Хавлок П. Врач и больной: искусство общения. М., 2005; Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса. Л., 1984; Творогова Н. Д. Как научиться общаться с пациентом // Медицинская академия, 2007. № 1; Творогова Н. Д., Кулешова К. В. Медицинская психология. М., 2002. К. В. Кулешова

Просмотров: 6035
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Взаимоотношение «врач - медицинская сестра - пациент»
  • Индивидуальная карта амбулаторного пациента
  • Коллегиальная модель
  • ЛЕКАРСТВА, ОТПУСКАЕМЫЕ БЕЗ РЕЦЕПТА ВРАЧА
  • МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ
  • МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ
  • Медицинская модель
  • Медицинская модель
  • Медицинская модель поведения общества
  • Модели СМК отечественные : модель Матвее вой Л. В.
  • Модели СМК: коммуникативная модель НоэльНойман
  • Модели СМК: модель «волшебной пули» Лассуэлла
  • Модели СМК: модель Де Флера
  • Модели СМК: модель Шеннона-Уивера
  • Модели СМК: модель культивирования Гербнера
  • Модели СМК: модель средства Маклюэна
  • Модели общения с пациентом в медицинской среде
  • Модель параллельного процесса формирования установок
  • Модель параллельного процесса формирования установок
  • Обусловленная модель влияния черт личности
  • Общение : структура и модель процесса
  • Отношения врач-пациент
  • ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИКИ С ПОГРАНИЧНЫМИ НАУКАМИ
  • Правило свободного взаимодействия (интеракции)
  • РОЛЬ БОЛЬНОГО или РОЛЬ ПАЦИЕНТА
  • РОЛЬ ПАЦИЕНТА
  • Работа врача
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Роль больного или роль пациента
  • ФЕЛЬДШЕР, ПОМОЩНИК ВРАЧА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь