|
Работа врача
Инсценировка. Врач помогает членам семьи осуществлять взаимодействие друг с другом в своем присутствии, воспринимая семейные реальности такими, как они ее характеризуют. Затем врач реорганизует данные, подчеркивая и изменяя смысл, вводит другие элементы и предлагает альтернативные взаимодействия. Как выражается С. Минухин, в каждой семье «члены ее выполняют свой рисунок танца». Когда семья приходит к врачу, то они начинают контролировать свое поведение и пытаются описать семейную музыку и танцы. Очень часто члены семьи стараются представить свои наиболее положительные свойства. Но когда врач предлагает членам семьи осуществлять взаимодействие друг с другом в области проблем, которые, по их мнению, являются дисфункциональными и обсуждать разногласия, например, по поводу непослушного ребенка, то развязывается поведение вне семейного контроля. Привычные стереотипы повторяются с интенсивностью, подобной проявлению их вне сеанса терапии. Тогда врач составляет межличностный сценарий в ходе сеанса терапии, когда разыгрываются дисфункциональные трансакции между членами семьи. Способствуя этому взаимодействию, врач может наблюдать вербальные и невербальные методы коммуникации членов семьи и их регуляцию трансакций. Врач может вмешиваться в процесс, повышая его интенсивность, увеличивая время трансакции, вовлекая других членов семьи, подсказывая альтернативные трансакции, и проводить экспериментальные исследования, которые дают семье информацию об источнике проблемы. Задача психотерапевта состоит в получении информации, которую члены семьи считают неактуальной, а еще более трудная задача – получение информации, которой члены семьи не располагают. Инсценировка требует от врача активности и способности непринужденно вовлекать людей, реакции которых не могут быть предсказуемы. Таким образом, инсценировка ставит под сомнение представление семьи о сущности их проблемы. Преимущество этого метода состоит также в том, что, поскольку коммуникацию все осуществляют вместе, это дает возможность экспериментировать в конкретной ситуации. Эта ситуация имеет неоспоримые преимущества в семьях с маленькими детьми на различных стадиях своего развития. Здесь врачу следует использовать язык семьи и ее метафоры. Инсценировка как бы состоит из танца в трех движениях: 1й такт – врач наблюдает спонтанные трансакции семьи и решает, какие дисфункциональные области следует выдвинуть на первый план; 2й такт – врач организует и разрабатывает сценарии, по которым семья танцует свой дисфункциональный танец в его присутствии; 3й такт – врач предлагает альтернативный путь трансакций. Прием фокусирования. Врач из потока данных о проблеме выделяет главное, что может служить цели терапии. Ловушки – расстановка врачом ловушек. Интенсивность. Разыгрывая семейный сценарий и добиваясь изменений, врач стремится к тому, чтобы его услышали. Члены семьи имеют дифференцированное слуховое восприятие с зонами избирательной глухоты, которые регулируются их общей историей. Часто информация, сигналы врача могут оказаться неуслышанными. Врачебная идея должна быть воспринята членами семьи. Повторение идеи (мысли). Врач многократно повторяет свою мысль в течение курса терапии. Это также один из способов повышения интенсивности. Повторение может затрагивать как содержание, так и структуру семейных отношений. Изменение дистанции. Использование пространства кабинета эффективно для внушения идеи врача. Если подчеркивается серьезная мысль, врач поднимается, подходит ближе, и тональность голоса изменяется, используются паузы для выразительности. Повышать интенсивность можно путем изменения взаимного расположения членов семьи. Он их размещает рядом, отдаляет, сам садится рядом, уходит. Границы и психологическая дистанция. Часто способ размещения членов семьи на сеансе указывает на их симпатии и антипатии. Это неопределенный индикатор, и врач обязан это исследовать, так как первое впечатление бывает ошибочным. Дальше, когда один из членов семьи говорит, врач отмечает, кто его прерывает (вмешивается) или дополняет информацию, кто подтверждает, кто оказывает помощь. Это, опять же, неопределенные данные, но они дают врачу предварительную схему, кто с кем близок, какие и к кому симпатии, коалиции, чрезмерно связанные диады или триады, какие стереотипы характеризуют семью и поддерживают структуру. В таком случае врач может исследовать когнитивные механизмы или сконструировать маневры для установления новых границ. Обычным стереотипом является непослушный ребенок, некомпетентная мать и авторитарный отец. Их танец: ребенок не слушается, мать излишне, но недостаточно твердо настаивает, ребенок опять не слушается. Тут вступает отец со строгим голосом и мрачным взглядом, и ребенок слушается. Мать остается некомпетентной, ребенок непослушным, отец авторитарным. Другая вариация семейного танца. Повышенная напряженность в супружеской диаде провоцирует конфликты, ребенок ведет себя дурно или принимает сторону одного из родителей, чаще матери, против авторитарного отца или присоединяется к отцу против некомпетентной и несправедливой матери, или становится судьей обоих родителей. Тактика врача может быть разной. Врач может отстранить мужа и попросить понаблюдать диаду мать – ребенок, чтобы «вместе с врачом понаблюдать, как они решают проблемы». Или же врач введет в диаду мужа, чтобы разъединить чрезмерно связанную диаду мать – дитя. Вариантов много в зависимости от структуры семейных образований (дисфункциональных). Во многих случаях врачу следует детально следить за соблюдением границ, когда конструирует в своем кабинете семейные интеракции, поощряя одних и сдерживая других.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|