Модели СМК: ранжирование

Осн. идея теории ранжирования обществ. (чаще всего полит.) событий в сознании индивида средствами массовой коммуникации (agenda-setting) заключается в том, что существует устойчивая связь между особенностями подачи сюжетов в новостях и степенью важности, придаваемой им аудиторией. McCombs и Shaw (1972, 1976) предположили, что хотя пресса не может навязать своей аудитории конкретную т. зр., она может заставить ее считать одни проблемы более важными, а другие - менее. Порядок распределения сюжетов в СМК по степени значимости определяет их иерархию в представлениях аудитории, т. е. ранжирует события в сознании индивида. Модель agenda-setting стала одной из ведущих концепций в теории СМК, но при ее рассмотрении сразу же возникает целая серия вопросов. Напр., неясно, имеем ли мы дело с непосредственным влиянием СМК на членов аудитории или же этот процесс опосредуется межличностными контактами; какова степень преднамеренности, сознательности в данном ранжировании сюжетов в СМК и, следовательно, в представлениях аудитории, т. е., что является определяющим в этом процессе - намерения СМК, потребности реципиентов или же интересы социальных элит? В последние неск. десятилетий исследователи активно искали ответы на эти и др. возникающие в связи с данной моделью вопросы. Так, выделяются разл. источники влияния на содержание сообщений СМК, определяется роль общего количества обращений к теме, описывается «язык» СМК, используя к-рый формируют нужное представление о теме, и мн. др. В работе Zhu, Watt, Snyder, Yan, и Jiang описываются разл. способы матем. выражения теории ранжирования. Традиционный подход к ранжированию сообщений СМК в массовом сознании по степени их важности - линейная модель, где поставлены в соответствие такие параметры, как предрасположенность аудитории к восприятию опр. темы, интенсивность обсуждения темы в СМК, величина эффекта верстки телепрограммы. Модель может применяться к данным, полученным в кросс-групповом или лонгитюдном исследованиях. В первом случае предсказывается, что увеличение объема эфирного времени, уделяемого теме СМК, приведет к росту популярности темы у аудитории. Во втором - тот же эффект, но во временной последовательности. Рейтинг социальных проблем операционально определяется на основе данных стандартных опросников обществ. мнения. («Какая из проблем, стоящих перед страной, кажется вам наиболее важной?») В процессе эксплуатации этой модели было выявлено, по меньшей мере, 2 несоответствия. Первое: линейная модель позволяет параметру предрасположенности аудитории к восприятию опр. темы расти бесконечно (по мере увеличения интенсивности обсуждения темы в СМК). Но в реальности всегда существует потолок популярности темы (напр., 100 % голосов в опроснике обществ. мнения). Второе: линейная модель рассматривает эффект верстки телепрограммы как фиксированный параметр (т. е. средние показатели всех респондентов в кросс-групповом или всех временных точек в лонгитюдном исследовании), тогда как в реальной жизни влияние СМК часто варьирует во времени. В последнее время исследователи обращаются к нелинейным моделям. Логистическая модель (логистика - символическая логика). Neuman использует логистическую (S-образную) кривую для моделирования реакции общества на подачу темы в СМК. Модель демонстрирует, что популярность темы в своей динамике проходит три ступени: 1) остается низкой, когда подача темы в сообщениях СМК невелика, 2) быстро растет, когда подача СМК аккумулируется, накапливается до порога, 3) и выходит на плато после точки насыщения. В центре обсуждения в последние годы находится способ, к-рым люди осмысляют свой мир через коммуникативное поведение, попытка объяснить предпочтения аудитории в терминах господствующих «организационных культур» или рабочего климата, к к-рым принадлежат члены организации. Исследователи настаивают, что значения создаются и меняются в ходе О., они никогда не даны объективно и не могут быть раз и навсегда установлены. Объяснительной базой эффектов СМК становится не сообщение, а участие индивида в социальных связях, взаимодействиях. Лит.: Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2004. Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова

Просмотров: 1307
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
  • АНАЛИЗ АУДИТОРИИ
  • АРГУМЕНТ К АУДИТОРИИ
  • Адаптация к аудитории
  • Актуальность темы
  • Анкетирование аудитории
  • Аудитория СМИ: цикличность аудитории
  • Аудитория СМИ: цикличность аудитории Интернета (русскоязычного)
  • Аудитория СМИ: цикличность аудитории печатных СМИ
  • Аудитория СМИ: цикличность аудитории радио
  • Аудитория телевизионная: цикличность телевизионной аудитории
  • Дилемма разнородной аудитории
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОБЛЕМЫ (темы) ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • Методы измерения аудитории СМК
  • Методы измерения аудитории СМК: автоматизированные
  • Методы измерения аудитории СМК: опросные
  • Методы изучения аудитории
  • Модель опеки (Опекунская модель)
  • НОВИЗНА ПРОБЛЕМЫ (темы) ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Основные темы и проблемы экзистенциалистской философии
  • Перескакивать с темы на тему
  • Показатели развития информационной грамотности/информационной компетентности аудитории
  • Показатели развития медиаграмотности/медиакомпетентности аудитории
  • СЕГРЕГАЦИЯ АУДИТОРИИ
  • СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АБЗАЦНОЙ ТЕМЫ
  • Темы-табу
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • ФОКУС ТЕМЫ
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь