ЗАЙЦЕВ Иван Прокопьевич

(р. 24.8. 1920, дер. Семерино, ныне в Вологодской обл.), педагог, создатель системы перевоспитания осуждённых в исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ). Окончил Вологодский пед. ин-т (1960). На пед. работе с 1939, с 1947 в ИТУ и органах внутр. дел в Вологодской обл. (с 1962 полковник). С 1983 преподаватель в вузе МВД.

Разработал в нач. 60-х гг. систему воспитат. работы в ИТУ осн. видов режима, имеющую целью гуманизацию процесса отбывания наказания, защиту осуждённых, вставших на путь исправления, от произвола уголовных элементов. Основа системы — формирование из групп осуждённых первичных коллективов, оказывающих положит. влияние на личность отбывающих наказание. Индивид, подход к осуждённым, учёт разновозрастного состава, разл. степени криминальной заражённости осуждённых, образоват. и проф. подготовки позволяют создать в коллективе общественно ценные традиции, противостоящие обычаям преступной среды.

З. трактует исправление как результат гл. обр. воспитат. работы. Предложил оценивать степень исправления осуждённых не по поведенч. негативным характеристикам (напр., нарушение режима, невыполнение норм выработки на произ-ве и др.), а по изменению отношения осуждённых к труду, обучению, нравств. и правовым нормам. Значит. роль 3. отводил органам самоуправления из лиц, вставших на путь исправления. Выполнение осуждёнными усложняющихся пед. требований обусловливало движение по т. н. ступеням исправления и стимулировало положит. изменения в их поведении. К пед. работе привлекались не только штатные офицеры-воспитатели, но и сотрудники разл. служб ИТУ, преподаватели внутр. школ и ПТУ и др. Координацию их деятельности осуществлял совет воспитателей отрядов.

Свою пед. систему 3. апробировал в воспитат. работе ИТУ Вологодской обл. Практика 3. позволила педагогизировать и гуманизировать среду, установить взаимопонимание и доверие между воспитателями и осуждёнными, восстановить у осуждённых сознат. отношение к соблюдению нравств. норм поведения. В результате у лиц, отбывающих наказание в этих ИТУ, уровень рецидивной преступности снизился в 2—3 раза (по сравнению с данными по стране в целом). В пед. практике 3. получили оригинальную интерпретацию идеи А. С. Макаренко: организация разновозрастного воспитат. коллектива, метод перспективных линий, самоуправление и др.

Под руководством 3. в 70-е гг. прошли переподготовку мн. сотрудники ИТУ, использовавшие в своей деятельности его идеи, по существу, предвосхитившие перестройку деятельности ИТУ в направлении их гуманизации в кон. 80-х — нач. 90-х гг.

Соч.: Формирование коллектива осужденных, М., 1975 (соавт.); Коллектив осужденных и пути его формирования (соавт.), в кн.: Исправительно-трудовая педагогика, М., 1978.

Лит.: Сочетание коллективных и индивидуальных форм в воспитат. работе с осужденными, [Вологда], 1975; С ту ров а М. П., Организация воспитат. процесса в исправительно-трудовых колониях, М., 1988.

М. П. Стурова.

 

Просмотров: 802
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  •  ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (в социальной работе)
  • АКТИВНАЯ РОЛЬ (ПСИХОЛОГА, КЛИЕНТА) В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ (В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ)
  • Бихевиоральный подход в социальной работе.
  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • Гласность в работе телевидения
  • Гуманистический подход в социальной работе.
  • Диагностический подход в современной социальной работе.
  • ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ по учебно-воспитательной работе
  • ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ИСПРАВЛЕНИЯ, МЕХАНИЗМ
  • Исправительно-трудовая педагогика
  • Исправительно-трудовая педагогика
  • МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  • МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
  • Методика сенсомоторной коррекции при групповой работе с детьми
  • ОПТИМАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО РАБОТЕ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ (ОТЧЕТ О НИР)
  • ПОЛОЖЕНИЕ НА РАБОТЕ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
  • Педагогика исправительно-трудовая
  • Пиар (PR) в работе представителей помогающих профессий
  • Профессиональные стандарты в социальной работе
  • Психологическое консультирование в социальной работе.
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  • СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  • СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С БЕЖЕНЦАМИ И ИММИГРАНТАМИ
  • Специалист по социальной работе
  • Экологический подход в социальной работе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь