Профессиональные стандарты в социальной работе

– критерии, которым должны соответствовать профессионалы в данной области. Уже на ранних стадиях развития социальной работы стало очевидным, что человеческая индивидуальность конкретного социального работника накладывала существенный отпечаток на процесс оказания помощи, поэтому многие теоретики обсуждали вопрос о соотношении искусства и науки в этой профессиональной области. В послевоенные годы, когда вопрос о теоретических основаниях социальной работы стал серьезно разрабатываться, многие авторы сошлись во мнении, что это область и не чистого искусства, и не только прикладной науки, а скорее категория научно обоснованного искусства, хотя уже в это время ряд авторов настаивал на необходимости поиска логических императивов, а не только эмпирической реальности в практике социальной работы. Так, Г. Стейн писал: «Социальная работа черпает свои знания из науки, но свой дух – из философии, религии, этики, моральных ценностей, а свой метод, по крайней мере частично, – из непостигнутых (или непостижимых) нюансов человеческих отношений. Совершенно очевидно, что в социальной работе есть место искусству, потому что не вся она есть наука; и, хотя мы должны постоянно стремиться развивать научную базу нашей работы, мы не должны (даже если бы мы могли) умалять значение эстетического или этического компонента» (Stein, 1955, р. 148). Он также подчеркивал, что поскольку роль навыков в социальной работе чрезвычайно велика, именно это сближает ее с искусством и делает ее более сложной по сравнению с другими чисто прикладными науками.

В развитии любой профессиональной области время от времени возникает дисбаланс между теорией и практикой: практика является двигателем теории, поскольку накапливает факты и реагирует на изменение потребностей общества и условий окружающей среды, но в то же время отсутствие развитой теории оставляет профессиональную практику на уровне ремесла или конгломерата отдельных приемов.

Как уже упоминалось, социальная работа проделала этот путь развития от ремесла к профессии, хотя до сих пор существуют сторонники точки зрения, что это ремесло. Г. Койл считает, что отличительными особенностями профессии (и это в равной мере относится и к профессии психолога-консультанта, хотя Койл размышляла о проблемах профессионализма в социальной работе) являются следующие черты:

- наличие разработанного, развитого и верифицируемого объема знаний;

- установление профессиональных стандартов;

- рост профессионального самосознания;

- значительный вклад в жизнь и развитие общества (Coyle, 1947, р. 81-97).

Согласно этим критериям, считали автор и другие его сторонники, социальная работа в своем развитии определенно достигла этого уровня (заметим, что речь шла о ситуации в послевоенной Америке).

Иная точка зрения, которая также беспокоит сторонников развития профессионализма в социальной работе, заключается в том, что на социальную работу смотрят как на конгломерат знаний (а уже не просто навыков), почерпнутых из других смежных областей. Так, А. Кан описывает социальную работу в тот период как слияние следующих нескольких составляющих:

- положения, заимствованные из психиатрии и некоторых областей психологии, или несущие их глубокий отпечаток;

- положения, заимствованные из социологии, социальной антропологии и выхваченные из некоторых других областей, или несущие их глубокий отпечаток;

- несомненно некоторые оригинальные идеи о том, как работать в тех или иных ситуациях со случаем, группой или сообществом;

- методы, техники и установки, несомненно, пришедшие из администрирования, статистики и социальных исследований;

- положения, заимствованные из или несущие глубокий отпечаток прогрессивного образования (Kahn, 1954, р. 197).

Просмотров: 2387
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.




Другие новости по теме:

  •  ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (в социальной работе)
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Бихевиоральный подход в социальной работе.
  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • Гуманистический подход в социальной работе.
  • Диагностический подход в современной социальной работе.
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • История развития социальной работы
  • КЛИЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы.
  • МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  • Методы социальной работы
  • Методы социальной работы
  • НАВЫКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • Навыки социальной работы
  • Педагогика социальной работы
  • Предмет социальной работы
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Психологическое консультирование в социальной работе.
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (СЛУЖБЫ) ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
  • СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  • Специалист по социальной работе
  • СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С БЕЖЕНЦАМИ И ИММИГРАНТАМИ
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Теория социальной работы
  • ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • Экологический подход в социальной работе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь