|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.
Бихевиоральный подход в социальной работе.В целом для всех видов бихевиоральной психотерапии, начиная с теории Скиннера, включая модели Бандуры, Бека, Эллиса, Лазаруса и др., общими являются следующие характеристики: - ее цель – помочь человеку стать способным реагировать на жизненные ситуации так, как он хотел бы реагировать; это осуществляется путем увеличения объема желаемого поведения и уменьшения или исключения нежелательных поведения, мыслей, чувств; - позитивные терапевтические отношения в процессе психотерапии являются необходимым, но не достаточным условием эффективности психотерапии; - предполагается, что большинство проблем возникают из неполного или ошибочного процесса социального научения; - взаимоотношения между терапевтом и клиентом – скорее отношения типа «тренер – тренируемый», чем «доктор, лечащий пациента»; - перенос научения (генерализация) из терапевтического процесса в повседневную жизнь клиента считается не автоматическим, а целенаправленным процессом, который осуществляется посредством выполнения закономерной последовательности заданий, в том числе и домашних; - терапевты склонны избегать языка фиксированных диагностических категорий, черт и глобальных описаний в пользу поведенческих и операциональных описаний; - жалобы и симптомы пациента принимаются как реальность и объект психотерапии, а не как репрезентаторы скрытых проблем и внутриличностных конфликтов пациента; - соблюдается принцип «психотерапевтического контракта», когда психотерапевт и пациент в процессе начальной стадии работы приходят к единому мнению относительно конкретных целей психотерапии и к договоренности относительно объективных (поведенческих) критериев того, что цель достигнута. Таким образом, основными идеями и ценностями когнитивно-бихевиорального подхода, оказавшими влияние на формирование социальной работы данной ориентации (cognitive-behavioural social work), являются следующие: - рациональность – иррациональность человеческого поведения; - возможность управления поведением; - принцип взаимного детерминизма внутренних и внешних факторов поведения; - возможность и важность самоконтроля, саморегуляции, самоподкрепления, самооценивания, самоосознания поведения; - самоэффективность поведения; - возможность прогнозирования будущего поведения; - психическое здоровье; - конструктивный альтернативизм, готовность к инкорпорированию нового опыта, интерес к самому себе, общественный интерес, фрустрационная устойчивость, гибкость, принятие неопределенности, ориентация на творческие планы; - рациональное, реалистичное, «научное» мышление; - принятие самого себя; - ответственность за свои эмоциональные проявления.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|