Бихевиоральный подход в социальной работе.

В целом для всех видов бихевиоральной психотерапии, начиная с теории Скиннера, включая модели Бандуры, Бека, Эллиса, Лазаруса и др., общими являются следующие характеристики:

- ее цель – помочь человеку стать способным реагировать на жизненные ситуации так, как он хотел бы реагировать; это осуществляется путем увеличения объема желаемого поведения и уменьшения или исключения нежелательных поведения, мыслей, чувств;

- позитивные терапевтические отношения в процессе психотерапии являются необходимым, но не достаточным условием эффективности психотерапии;

- предполагается, что большинство проблем возникают из неполного или ошибочного процесса социального научения;

- взаимоотношения между терапевтом и клиентом – скорее отношения типа «тренер – тренируемый», чем «доктор, лечащий пациента»;

- перенос научения (генерализация) из терапевтического процесса в повседневную жизнь клиента считается не автоматическим, а целенаправленным процессом, который осуществляется посредством выполнения закономерной последовательности заданий, в том числе и домашних;

- терапевты склонны избегать языка фиксированных диагностических категорий, черт и глобальных описаний в пользу поведенческих и операциональных описаний;

- жалобы и симптомы пациента принимаются как реальность и объект психотерапии, а не как репрезентаторы скрытых проблем и внутриличностных конфликтов пациента;

- соблюдается принцип «психотерапевтического контракта», когда психотерапевт и пациент в процессе начальной стадии работы приходят к единому мнению относительно конкретных целей психотерапии и к договоренности относительно объективных (поведенческих) критериев того, что цель достигнута.

Таким образом, основными идеями и ценностями когнитивно-бихевиорального подхода, оказавшими влияние на формирование социальной работы данной ориентации (cognitive-behavioural social work), являются следующие:

- рациональность – иррациональность человеческого поведения;

- возможность управления поведением;

- принцип взаимного детерминизма внутренних и внешних факторов поведения;

- возможность и важность самоконтроля, саморегуляции, самоподкрепления, самооценивания, самоосознания поведения;

- самоэффективность поведения;

- возможность прогнозирования будущего поведения;

- психическое здоровье; 

- конструктивный альтернативизм, готовность к инкорпорированию нового опыта, интерес к самому себе, общественный интерес, фрустрационная устойчивость, гибкость, принятие неопределенности, ориентация на творческие планы;

- рациональное, реалистичное, «научное» мышление;

- принятие самого себя;

- ответственность за свои эмоциональные проявления.

Просмотров: 1957
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • "F98" Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ КЛИЕНТА
  • БАЗИСНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ) КЛИЕНТА
  • ГИБКОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ
  • Контроль поведения
  • КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Лидерский стиль поведения, ориентированный на взаимоотношения,
  • Методика «Q-сортировка». Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе
  • Модель разумного, или планируемого поведения
  • Модель разумного, или планируемого поведения
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • Опросник для изучения копинг-поведения
  • Опросник для учителя по наблюдению школьного поведения
  • ПОВЕДЕНИЯ ТЕРАПИЯ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Принцип контринтуитивного поведения
  • ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • Развитие социального поведения людей
  • регрессия поведения
  • Стадии развития поведения ребенка
  • СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • ТЕОРИИ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Теории преступности и девиантного поведения
  • теория интерперсонального поведения трехмерная В. Шутца (теория фундаментальной ориентации межличностных отношений)
  • теория элементарного социального поведения (Г. Хоманс), (теория социального обмена Хоманса)
  • Уровни психотерапии и задачи групповой психотерапии у психически больных
  • ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕЛАЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь