УЛЬЯНОВ Илья Николаевич

[19(31).7. 1831, Астрахань, - 12 (24).1.1886, Симбирск], педагог, деятель образования. Отец В. И. Ленина. Окончил физ.-мат. ф-т Казанского ун-та (1854). В 1855—69 преподавал физику и математику в Пензенском дворянском ин-те, в Нижегородской гимназии и жен. уч-ще. С 1869 инспектор, в 1874—86 дир. нар. уч-щ Симбирской губ.

Пед. взгляды У. формировались под влиянием К. Д. Ушинского и рус. писателей-демократов 19 в. Занимал либе-рально-демокр. позиции по вопросам обществ, назначения школы, гуманизации воспитания, изменения характера образования и методов воспитания, разделял концепцию Ушинского о «воспитании в широком и тесном смысле слова». Выступал за широкое разностороннее образование, равное для учащихся обоего пола, русских и др. национальностей, богатых и бедных; считал, что обучение должно вестись на родном языке, но по их желанию дети могут поступать и в рус. школы. Стремился на практике ликвидировать нац. и сословные ограничения. В период деятельности У. в Симбирской губ. было открыто 450 школ (св. 20 тыс. учащихся), 89 татарских, мордовских, чувашских школ (в т. ч. первая в Симбирске чувашская школа - в 1871, преобразованная в дальнейшем в Чувашскую учительскую семинарию), св. 400 б-к, построено св. 200 шк. зданий. Школа, по мнению У., должна формировать правильные науч. взгляды на мир, способствовать приобретению детьми знаний и навыков, нужных для жизни, развивать природные способности. Подчёркивал необходимость активного и сознат. восприятия знаний, чему способствуют наглядность, систематичность и последовательность уч. процесса. Высоко оценивал роль учителя, много занимался подготовкой учителей для сел. школ; часто посещал школы; руководил уездными съездами учителей. Письменные указания об улучшении постановки шк. образования и воспитания публиковались в ежегодных «Отчётах о состоянии нач. нар. уч-щ».

В сов. период пед. наследие У. стало объектом многочисл. исследований. Проводились регулярные «Ульяновские чтения». Именем У. назван пед. ин-т в Ульяновске. С о ч.: Избранное, Саратов - Ульяновск, 1983. Лит.: Алпатов Н. И., Пед. деятельность И. Н. Ульянова, M., 19562; Трофимов Ж. А., Отец Ильича, Саратов - Ульяновск, 1981.

Просмотров: 970
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (ГНПБ) им. К.Д. Ушинского Российской академии образования в Москве
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. К.Щ. УШИНСКОГО (ГНПБ им. К.Д. УШИНСКОГО)
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • Классификация методов воспитания
  • Методика физического воспитания педагогически запущенных учащихся характеризуется следующими особенностями
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • ПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ
  • ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА знаний, умений и навыков учащихся
  • ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
  • Педагог дополнительного образования
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • Содержание образования и воспитания
  • УЛЬЯНОВ Илья Николаевич (1831-1886)
  • Уклад (жизни) школы
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь