СТРАХИ у детей

эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия В ситуации явной опасности для жизни (при обмороке, падении и т и). С. имеют характер инстинктивной оборонительной реакции. В др. случаях С. социально опосредованы, обусловлены жизненным опытом и имеют не безусловный, а условный характер. Это С. перед к -л событиями, наказанием и осуждением, перед животными и сказочными чудовищами и т.д. Подобные С. также выполняют защитные функции, являясь своего рода средством самоконтроля и саморегуляции. Они могут выражаться в неясном волнении, опасениях и тревоге, т с быть диффузными, неопределенными.

С. могут быть свойственны определенному возрасту, уровню психич. развития, а также встречаться при нек-рых заболеваниях, в частности неврозах При прочих равных условиях С. чаще встречаются у эмоционально чувствит.н. впечат-лит детей, имеющих тревожно-мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно их опекающих и предохраняющих от любых, часто воображаемых опасностей В дошк. возрасте С. значит. ельно больше, чем в школьном, в к-ром, однако, относительно большее значение приобретают опасения и тревога как проявления возросшего чувства ответственности, самоконтроля. Во всех возрастах С. более свойственны девочкам, чем мальчикам, что отражает большую чувствительность девочек к восприятию внеш. угрозы

Возрастные особенно с т.н. С. Большинство новорожденных проявляют инстинктивные формы защиты при внезапном приближении большого предмета, громких звуках, что выражается в сокращении мышц, вски-дывании ручек, общем беспокойстве Однако это быстро проходит.н. о С. в подлинном значении можно говорить не раньше 2-го полугодия жизни В 7 мес ребенок реагирует выраженным беспокойством при продолжительном отсутствии матери Это указывает на появление чувства привязанности, единения с матерью В основе данного С. лежит осознанная реакция, прообраз чувства тревоги в ситуации одиночества Подобная форма С. максимально выражена до 2 V2 лет у девочек и до 3 лет у мальчиков В возрасте 8 мес появляется С. перед незнакомыми взрослыми, не похожими на мать Это указывает на появление пси-хол категорий «свой» и «чужой», в более широком смысле - С. перед новым и неожиданным воздействием Проходит обычно к сер 2-го года жизни при отсутствии к -л резких пугающих воздействий Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к детям 1-го и 2-го годов жизни, не перепоручать уход за ними др. лицам, в т.ч. родственникам, не отдавать без особой необходимости в ясли, надо находиться рядом с детьми в случае их помещения в больницу Особенно это важно при общей нервной и соматич ослабленности детей, когда у них выражены неспокойный сон, плохой аппетит, беспокойство и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность. На 2-м году жизни каждый второй ребенок испытывает С. перед болью, при неожиданном появлении постороннего, резком звуке, когда оказывается на высоте или когда остается один На 3-м году жизни появляется С. перед наказанием, отражая возрастающее понимание последствий своих поступков. В 2 года заметен С. перед собаками и перед движущимся транспортом С. в этом возрасте меньше, если отец принимает активное участие в воспитании, родители не ведут борьбу с формирующейся самостоятельностью, а развивают активность, предоставляют возможность эмоционального реагирования в игре, способны своевременно помочь в преодолении воображаемых и реальных опасностей В возрасте 3—5 лет каждый второй из детей испытывает С. перед сказочными персонажами, С. боли, крови и неожиданных звуков, каждый третий - С. воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства Эти С. часто встречаются у детей, родители к-рых излишне беспокойны и одновременно принципиальны В 6 лет иногда возникает С. смерти, обусловленный осознанием категорий времени и пространства, необратимости происходящих возрастных перемен Он обычно не выражается прямо, а проявляется в типичных для этого возраста С. нападения, стихии, огня и др, появляется не достигший еще максимума С. войны, эти С. символизируют угрозу для жизни и встречаются у каждого второго ребенка С. обостряются при конфликтных отношениях в семье, при заболевании одного из родителей, а также при хирургич операциях у детей, напр. удалении аденоидов, что нежелательно в этом возрасте В мл шк. возрасте кол-во С. уменьшается, но появляются новые - С. опоздания в школу, смерти родителей, к-рые встречаются у большинства детей Выражены также С. пожара, войны, нападения и собств. смерти Для подросткового возраста характерны С. смерти родителей, нападения, войны Относительно небольшое число С. в этом возрасте сопровождается более частым проявлением тревожности - беспокойства в связи с ожиданием к -л событий и возрастными изменениями

Все перечисленные С. носят временный, возрастной характер С. ними нужно не бороться, а принимать во внимание как нек-рый этап, своеобразие психич. развития

Невротические С. На невро-тич природу С. указывают их несоответствие возрасту, аффективная заостренность, навязчивость, фиксация на них Поведение детей приобретает защитно-избегающий, неестеств. характер В основе невротич С. почти всегда можно отметить наличие психич. потрясений или травм у детей, неумение взрослых справиться с их возрастными проблемами, жестокость, конфликты в семье и тревожно-мнительные черты характера родителей В этих условиях может происходить аффективное заострение возрастных С

В мл дошк. возрасте невротич характер может приобретать С. остаться без признания и поддержки Он выражается боязнью одиночества и изоляции и более всего характерен для истерич невроза У ст дошкольников невротическим выступает С. физич. исчезновения - смерти В мл шк. возрасте невротич разновидностью С. является С. не соответствовать общепринятым нормам Подверженные ему дети чрезмерно боятся сделать что либо не так, как следует, у них возрастает чувство неуверенности и беспокойства при выраженной ориентации на групповую норму и мораль Постоянное психич. напряжение приводит к повышенной утомляемости, головным болям, расстройствам сна, т с клинич картине неврастении Как правило, родители этих детей придают повышенное значение вопросам престижа и успеха, болезненно реагируют даже на случайные ошибки, не в меру принципиальны и негибки в своих требованиях В подростковом возрасте встречаются невротич С. потерять свой облик, неповторимость, индивидуальность Это и болезненно заостренное беспокойство по поводу внеш. вида, навязчивые С. сумасшествия и заражения, С. от неспособности быть творческой, созидательной личностью Они характерны для невроза навязчивых состояний Родители этих подростков обладают излишней категоричностью суждений, нетерпимостью к чужому мнению, эгоцентрической направленностью мышления У них подчеркнутое внимание к своему здоровью, тревожно-мнительная оценка происходящих событий Эти черты появляются и у подростков

Невротич С. преодолеваются лучше всего при изменении родителями своих неадекватных установок, большего контроля за своим поведением, нормализации отношений в семье, увеличения у детей возможности для эмоционального самовыражения и проявления активности Необходима квалифициров помощь и в отношении осн.заболевания - невроза, вместе с устранением к-рого проходят.н. С. Родители и воспитатели могут предложить детям 5—12 лет нарисовать свои С, а потом и себя, как небоящихся Это помогает повысить уровень волевой регуляции и самообладания Положит. эффект отмечается от специально организованных игр, таких, как прятки, жмурки и т.н. Можно также попросить детей сочинить сказочные истории на темы С. и разыграть их в семье или в специально подобранной группе сверстников Автор истории сам распределяет роли и имеет возможность в игре драматизировать, аффективно заострять и, главное, эмоционально отреагировать на свои С. У дошкольников и мл школьников успешно проходили кукольные драматизации по мотивам С. Причем кор рекционный эффект более ощутим, если ребенок в игре изображает пугающий его образ, а боящегося - сверстник или родитель При последующей перемене ролей дети уже не обнаруживают С, демонстрируя навык уверенного поведения При затруднениях в общении и социальной адаптации необходим доп комплекс занятий по развитию игровых и ролевых навыков

Устранение С. требует терпения,заинтересованности родителей и обязат проведения спец. мероприятий За С. нельзя наказывать, ругать, стыдить или требовать их прекращения Участие родителей в разрешении эмоциональных проблем детей, общение с ними, взаимопонимание в семье - необходимые условия преодоления С. и формирования психически здоровой личности

Лит Эберлейн Г, Страхи здоровых детей, пер с нем M, 1981, Захаров А И, Как преодолеть страхи у детей, M, 1986, с г. о же, Неврозы у детей и подростков, Л, 1988, глЗ, Bamberi H, The fears of adolescents, L -[a o], 1979 А И Захаров.

 

Просмотров: 2291
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
  • АЙЗЕНКА ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • БИБЛИОТЕКИ для детей и юношества
  • Векслера шкала интеллекта для детей
  • ВЕКСЛЕРА, ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ (WISC)
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • КИНО для детей и юношества
  • ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Ответственность детей за родителей
  • ПЕРИОДИКА для детей и юношества
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • СУДОРОЖНЫЕ ПРИПАДКИ У ДЕТЕЙ ПРИ ОБЩИХ ИНФЕКЦИЯХ И ИНТОКСИКАЦИЯХ
  • ТЕАТР для детей и юношества
  • Тест для грудных детей
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь