СМИРНОВ Василий Захарович

[28.12.1898 (9.1.1899), дер. Носоново Смоленской обл., - 29.10.1962, Москва], историк педагогики, ч.-к. АПН РСФСР. (1955), д-р пед. наук (1948), проф. (1950). Окончил Ин-т нар. образования в Москве (1920), Высш. науч.-пед. курсы при 2-м МГУ (1928). В 1921—26 заведовал школой; затем преподавал в Куйбышевском пед. ин-те (зав. кафедрой педагогики). и МГПИ им. В. И. Ленина; с 1943 учёный секретарь АПН РСФСР, ст. науч. сотрудник, зав. сектором истории школы и педагогики, зам. директора НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР. Разрабатывал проблемы истории рус. школы и педагогики. Охарактеризовал этапы разработки и проведения прогрессивной реформы нач. и ср. школы 60-х гг. 19 в. и её содержание на основе архивных источников и публикаций в монографии «Реформа начальной и средней школы в 60-х гг. XIX в.» (1954). Шк. реформу трактовал как явление ист.-культурного и пед. значения. Показал степень заинтересованности общества в проведении реформы: участие в подготовке и обсуждении её проекта учёных, педагогов-практиков, пед. общественности, заложивших прочные основы для развития рус. пед. науки и системы нар. образования; выступления представителей разл. направлений, дискуссии о путях реформы образования и его содержании. Акцентировал внимание на альтернативных возможностях ист.-пед. процесса в 60-е гг.

Подчёркивал прогрессивный характер отеч. пед. мысли 19 в. (от В. Г. Белинского до Ф. Н. Бунакова). и стремился показать борьбу рус. педагогов с иностранным (гл. обр. немецким). влиянием за создание оригинальной рос. системы образования, за принцип народности в педагогике. Осветил взгляды Н. Г. Чернышевского на роль среды и наследственности в формировании человека, показал общепед. характер воззрений В. И. Водовозова и Бунакова, ранее характеризовавшихся в пед. лит-ре гл. обр. как методисты.

Соч.: Участие школы в социалистич. стр-ве, М. - Л., 1931; Пед. идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, М., 1957; Хрестоматия по истории педагогики для пед. уч-щ, М., 1957; Очерки по истории прогрессивной рус. педагогики, XIX в., М., 1963; История педагогики, M., 19653 (соавт.).

Лит.: Константинов H. A., Серьезное исследование по истории рус. педагогики, СП, 1955, № 2; В. 3. Смирнов. [Некролог], СП, 1962, № 12. М. В. Богуславский.

Просмотров: 833
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории образования и педагогике
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • История педагогики
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • История педагогики
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • Методологические основы педагогики (социальной педагогики)
  • Методология педагогики
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • Моделирование (в пед.)
  • Основные идеи и цели древней и средневековой педагогики
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • Отрасли педагогики
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • Предмет педагогики
  • ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
  • Предмет педагогики
  • Предмет педагогики
  • ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИКИ С ПОГРАНИЧНЫМИ НАУКАМИ
  • Теоретические (научно-теоретические) основы педагогики (социальной педагогики)
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь