СЛОВАКИЯ

(Slovensko), Словацкая Республика, гос-во в Вост. Европе. Пл. 49 тыс. км2. Нас. 5 млн. чел. (1993). Офиц. язык - словацкий. Столица - Братислава.

Начало шк. делу на терр. совр. С. положили Кирилл и Мефодий, основавшие в 9 в. в Нитре, одном из центров Великоморавской державы, уч-ще, действовавшее по образцу византийских школ. В 60-х гг. 9 в. здесь были переведены на слав. яз. нек-рые части Библии и др. христ. лит-ра, использовавшиеся в уч. целях. В 868 указом папы Адриана II слав, язык был разрешён для использования в богослужении и книжном деле. После закрытия Нитранского уч-ща его выпускники вели просветит, деятельность в разл. уч. заведениях за пределами С., в т. ч., по нек-рым данным, и в Киевской Руси.

В 11 в. словац. земли были включены в состав Венг. королевства; в качестве офиц. языка внедрена ср.-век. латынь. Немногочисленные очаги слав, культуры сохранялись лишь в нек-рых центрах С., где были учреждены соборные школы: в Нитре (НИ), Спишска-Капитуле (13 в.), Братиславе (нач. 14 в.). В 13—14 вв. появились монастырские, а также приходские школы. В ходе герм, колонизации стали возникать городские школы с обучением на лат. яз.

Во 2-й пол. 15 в. города С. сыграли важную роль в распространении идей гуманизма. Число приходских школ стало увеличиваться (в 16 в. - ок. 50). В нек-рых городах самоуправление перешло в руки словац. бюргерства; наряду с латинским в качестве официального и литературного стал употребляться чеш. язык. В 1465, по королевскому указу, в Братиславе (вент. Пожень). основан первый на терр. С. ун-т - Akademia Istropo-litana.

После австро-тур. войны (30-е гг. 16 в.). терр. С. оказалась разделённой: большая её часть находилась в габсбургской Венгрии, другая (Юж. С.). попала под тур. иго.

В ходе Реформации появились лютеранские (протестантские). школы. Создавались разл. гор. и частные нач. уч. заведения, в т. ч. нем. школы письма и счёта и аналогичные с обучением на чеш. языке. В нек-рых латинских школах нар. словац. язык стал использоваться как вспомогательный при объяснениях.

После 1620 через сторонников Чеш. братьев в С. стали известны мн. памятники слав, христ. лит-ры, а также произведения Я. А. Коменского. По его идеям с 60-х гг. 16 в. начали создаваться первые в С. нар. школы в Трнаве, Клострецах и др.

С распространением Контрреформации организовались коллегии, где утвердились принципы иезуитского воспитания; основаны католич. ун-ты в Трнаве (1635). и Кошице (1657), в к-рые поступали как словаки, так и чехи, лишившиеся после 1620 возможности учиться в ун-те в Праге. Открытию мн. нач. школ содействовал орден пиаров. При монастырях урсулинок организованы первые в С. жен. школы (в Братиславе, Кошице и др.). После ликвидации тур. господства над Юж. С. (80-е гг. 17 в.). политика венг. властей сдерживала действие нац., культурных и религ. факторов, стимулировавших развитие образования в С.

Значит. этап в распространении образования в С. связан с реформами в духе просвещённого абсолютизма, осуществлёнными в Австро-Венгрии во 2-й пол. 18 в. Законом 1777 (Ratio Educationis). установлено как шк. повинность обязательное освоение программы нач. обучения (срок его не оговаривался; фактически учились дети в возрасте от 6 до 12 лет). Создавались сел. 1-классные (с с.-х. профилем), поселковые 2-классные (ремесленные), гор. 3-классные (ремесленные и торговые). нач. уч-ща. Обучение велось на родном языке учащихся. В про-винц. центрах создавались 4-классные уч-ща, иногда включавшие доп. курсы для подготовки учителей, т. н. препарандии.

Программа нач. обучения предусматривала закон Божий, чтение, письмо, счёт, домоводство и (в зависимости от способностей учащихся). основы лат. яз. В гор. уч-щах предусматривались курс нем. языка, изучение ряда предметов в увеличенном объёме (факультативно геометрия, естествознание). В 1788 учреждены 3 шк. округа и отд. шк. инспек-тораты - венгерский, словацкий и русинский (действовал в Кошице до 1831). Содержание школ возлагалось на общины (жупы); им отчислялась нек-рая часть от гос. налогов на помещичьи х-ва. Для протестантских школ (автономных с 16 в.). распоряжения властей носили реко-мендат. характер.

Одновременно создавались грамматические (3 года обучения). и гуманистические (2 года). школы, в совокупности составлявшие среднюю (гимназическую). ступень образования. В них первоначально обучение велось на нем. яз., но с 1790 вновь введена латынь. Имелась доп. ступень (академич. лицей). с пропе-девтич. курсами философии и права.

Шк. устав 1806 упразднил автономию протестантских школ. Провозглашалось верховенство гос. надзора над всеми школами. В 1835 в ср. школах введено обучение на венг. яз. В нач. 40-х гг. Л. Штур разработал нормы словац. лит. языка и грамматику. В ходе реформ 1848—49 (см. в ст. Венгрия). словац. язык был допущен в гимназии. Событием нац. культуры стало открытие первых словац. гимназий: полной в Ревуце (1862). и низших в Мартине (1868). и Клашторе-над-Зньевом (1869). В сер. 19 в. охват словац. детей школой на тёрр. С. составлял менее 48%; венгерских - св. 62%; австрийских - св. 71%. Грамотность словаков в разл. поколениях составляла от 41 до 50%. С оживлением нац. движений стали открываться нац. общинные или приходские школы для русинов (слав, население ист. терр. Галицкой, Угорской и Буковинской Руси).

По венг. шк. закону 1868, основной стала гос. нар. школа (6 лет обучения). Круг её уч. предметов пополнился географией, историей, естествознанием. В шк. систему вошли гор. уч-ща (на базе 4-летнего нач. обучения: 6 лет для мальчиков, 4 года для девочек). Их выпускники могли работать служащими, поступать в ср. проф. или (после спец. экзаменов). в ср. общеобразоват. уч. заведения. На базе нач. школы действовали высш. нар. уч-ща (3 года для мальчиков, 2 - для девочек), а также пед. уч-ща (2 года). В нач. школе допускалось использование учебников, изданных только в Венгрии.

В 1883 ср. школа унифицирована: 8-летними стали гимназии и реальные уч-ща. Ср. школы делились на 3 группы: государственные, находившиеся в ведении Мин-ва просвещения Венгрии; фондовые, монастырские и др. церковные, муниципальные; автономные (православные и протестантские). Среди гос. гимназий уровнем подготовки выделялись королевские. В 1907 издан закон Аппо-ньи, по к-рому венгерский стал языком обучения в большинстве нар, школ. На словацком вели обучение лишь 500 нар. школ (12% от общего их числа). Словац. гимназии были закрыты. Русинские школы преобразованы в смешанные или в венгерские.

В нач. 20 в. число нач. школ достигло 4 тыс., число учащихся составило ок. 400 тыс, чел. В 1908 отменена плата за обучение в нар. школах. Охват детей обучением в словац. жупах составил к 1910 св. 92% (св. 78% учились в школах с обучением на неродном языке). В 1913/14 уч. г. в С. было всего 45 ср. школ, в т. ч. 13 государственных. На терр. С. не было нац. высш. уч. заведений: действовали венг. академии права в Кошице, Пре-шове и Братиславе и горная академия в Банска-Штьявнице (статус вуза с 1904). В 1912 Братиславская академия преобразована в ун-т, организация к-рого продолжалась в 1914—17.

В 1917/18 уч. г. св. 74% школ содержались религ. общинами разл. исповеданий, 21,8% - гос-вом, остальные - муниципальными органами и частными лицами. Лишь 9% школ вело обучение на словац. языке.,

В Чехосл. республике, провозглашённой в 1918, для решения проблем словац. школы при Мин-ве школ и нар. просвещения (Прага). были созданы спец. отдел (реферат). с местопребыванием в Братиславе и районные инспекторские подотделы.

По чехосл. шк. закону 1922, в число обязат. предметов нар. школы введены гражд. воспитание, чеш. язык и ручной труд. Закон Божий остался обязат. предметом. В 1921 из 3,3 тыс. нар. школ св. 72% относились к группе церковных, 23,6% - к государственным, ок. 3% - к муниципальным и ок. 2% - к частным. Гос. школы посещало 27% учащихся. В 20—30-х гг. сеть образоват. учреждений развивалась гл. обр. за счёт государственных, но и в сер. 30-х гг. доля гос. школ составляла только 33,5% (39% учащихся). Появились гос. дошк. учреждения.

Закон 1922 устанавливал продолжительность обязат. обучения в 8 лет; практически не изменилась его трактовка как шк. повинности. Закон распространил на С. действовавшую в Чехии структуру нар. школы (см. в ст. Чехия). Предполагалось обязат. обучение в городах последовательно в 5-летней коммунальной школе и 3-летнем гор. уч-ще (с 1926/27 уч. г.). В этом звене образоват. системы преобладали гос. школы, через к-рые проходило в разные годы от 75 до 89% учащихся соответствующего возраста.

Реорганизации подверглась ср. школа. К кон. 1920 из 44 гимназий и реальных уч-щ 36 считались словацкими. Законом 1923 закреплён принцип нац. равноправия в ср. школе. В дальнейшем словац. ср. школы по программам (кроме родного языка и лит-ры). были унифицированы с чешскими. Обучение в ср. школе осталось платным. Число гимназистов, освобождённых от платы за обучение в связи с низким подушевым доходом их семей, составляло 60% (1927). Значит. ельным оставался отсев из ср. школы: оканчивало её ок. 35% поступивших в 1-й класс.

Значит. ельно изменялся облик проф. и высш. школы. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. стали открываться ср. техн. и с.-х. уч. заведения (до 1939 не успевшие сложиться в систему, отвечавшую потребностям С.). На базе венг. ун-та в Братиславе в 1918 основан словацкий (единств, нац. вуз).

На терр. авт. области Подкарпатская Русь (1919—1939). помимо словацких действовали уч. заведения для представителей нац. меньшинств С., в т. ч. русинские и украинские: к 1935 св. 740 нач. школ (св. 140 тыс. учащихся), 10 реальных гимназий (3,8 тыс.), 4 учительские семинарии (св. 600). и др. Во многих из них в качестве уч. пособий использовались книги карпато-русских литераторов и педагогов, изданные в кон. 19 - нач. 20 вв.

С началом фаш. экспансии в Европе юж. районы С. были присоединены к Венгрии. В Словац. гос-ве (1939—1944), формально автономном, но фактически следовавшем в русле политики держав фаш. блока, было создано Мин-во школ и нац. просвещения. Уч.-воспитат. процесс школ был переориентирован в соответствии с офиц. гос. идеологией, отмеченной чертами клерикализма и национализма, В 1939 реорганизации подверглись гимназии. Новые, т. н. единые, ср. школы включали 2 ступени обучения - низшую (1—4-е кл.). и высшую (5—8-е), в к-рой предусматривались основной, классич. и реальный профили. По закону 1940 нар. школы подразделялись на приходские и общие. Пед. уч-ща стали 5-летними, с раздельным обучением. В 1940 в Братиславе открыты реорганизованный ун-т.н. Словац. политехн. школа (решение о создании её принято было ещё в 1937). В ходе антифаш. Сло-вац. восстания (1944). система образования была национализирована.

M. H. Кузьмин.

В Чехосл. нар. республике система образования С. действовала по шк. законам (1948, I960); длительность обязат. обучения и полного ср. образования в 50-е гг. менялась; с 1960 она составляла, соответственно, 9 лет (нач. ступень - 5 лет; неполная ср. - 4 года). и 4 года. Получение проф. образования осуществлялось путём ученичества на предприятиях или в проф.-тех. училищах и проф. школах (в т. ч. средних). Открылись отрасл. вузы.

После провозглашения федеративной ЧССР. (1960). создано Мин-во просвещения С., что позволило активизировать совершенствование шк. работы. В 70-х гг. осн. школы охватывали св. 700 тыс., а полные средние - св. 50 тыс. учащихся. Осн. часть молодёжи предпочитала проф.-тех. и проф. средние уч. заведения.

Современная система образования сложилась в процессе глубоких перемен в обществ.-полит. и хоз. жизни страны кон. 80-х - нач. 90-х гг., перехода сло-вац. общества к многопартийности, внедрения рыночных экон. отношений и др. Закон ЧССР. о системе основных и средних школ (1984). пересмотрен в С. в 1994. Разрабатывается новый школьный закон.

Управление уч. заведениями осуществляет Мин-во образования, молодёжи и спорта. В систему входят дошк. учреждения для детей до 6 лет, основные и полные средние общеобразоват. школы, проф. и высш. уч. заведения.

В системе дошкольного воспитания действуют дет. сады (возраст от 3 до 5 лет), вт. ч. полного и неполного дня, недельные и др. В нач. 90-х гг. насчитывалось ок. 3,5 тыс. дет. садов (св. 180 тыс. воспитанников).

Общее образование. Основная школа для детей от 6 лет включает 2 ступени - начальную (4 года обучения). и неполную среднюю (5 лет). и остаётся обязательной. В программу нач. обучения входят родной яз., математика, базовые знания по естествознанию, обществ, наукам и праву, физич. воспитание, творч. занятия. На неполной ср. ступени изучаются основы наук.

На послеосновном уровне получение полного ср. образования возможно в гимназиях (4 года). или в ср. проф. уч-щах. В гимназиях введено дифференцированное обучение с учётом индивидуальных склонностей учащихся, используются уч. программы с повышенным уровнем требований к уч. навыкам и умениям. С нач. 90-х гг. в системе шк. образования расширены курсы нац. истории, лит-ры, иск-ва. В 1994 работали св. 2,4 тыс. основных школ (св. 670 тыс. учащихся; св. 44 тыс. учителей), 183 гимназии (св. 72 тыс. учащихся, ок. 6 тыс. учителей). Стали открываться частные и церк. школы, число к-рых незначит. ельно. В более чем 200 школах обучение ведётся на венг. яз., в 17 школах - на украинском.

Совр. система профессионального образования формировалась с 70-х гг. Правовые основы её обновлены в нач. 90-х гг. На базе курса основной школы работают проф. уч-ща (срок обучения 1—4 года в зависимости от сложности профессии); в нек-рых из них возможно продолжение общеобразоват. подготовки. Особую группу проф. уч. заведений составляют средние проф. школы, программы к-рых предполагают для осн. массы учащихся как получение профессии (гл. обр. по сложным профилям), так и завершение полного общего ср. образования. В этих школах часть учащихся проходит краткосрочное проф. обучение. В 1994 действовало св. 350 проф. уч-щ (138 тыс. учащихся), св. 360 средних проф. школ (117 тыс. учащихся).

Высшая школа действует на основании закона, принятого в 1990. В систему высш. образования входит 14 уч. заведений. Крупнейший центр высш. школы С. - Братислава. Среди ведущих вузов ун-ты: им. Я. А. Коменского (Бра-тиславае 13 ф-тов, св. 12 тыс. студентов), им. П. И. Шафарика (осн. в 1959, Коши-це; 7 ф-тов; св. 4 тыс. студентов); поли-техн. ун-ты в Братиславе (15 тыс. студентов). и Кошице (осн. в 1952; ок. 6 тыс. студентов). Среди др. вузов - пед. ф-ты в Банска-Бистрице и Нитре. Всего в вузах С. св. 66 тыс. студентов (1994).

Педагогическая наука. Первые памятники пед. мысли связаны с эпохой гуманизма и созданием уставов и уч. планов гор. школ: Бардеёвской (Л. Штёкель, 1540), Левочской (Я. Милиус, 1579). и др. В обстановке борьбы между сторонниками и противниками Реформации распространились идеи школы на родном яз. Бенедикт из Недожер издал (1603). первую в С. систематич. грамматику чешек, яз. (2 тт.). и труд по реформе обучения: «Внутренний школьный порядок» (1607). Д. Синапий Горчичка начал выпуск учебников, среди к-рых был «Видимый мир..» Я. А. Коменского. Ок. 1700 опубл. труд Я. Резника по истории протестантских школ в Словац. землях. В 18 и нач. 19 вв. в интерпретации М. Беля и С. Тешшедика проникли пиетизм и филантропизм. Пед. идеи Коменского актуализировал Д. Легоцкий («Книга о мудром и христианском воспитании», 1786).

С сер. 19 в. развитие педагогики в С. было связано с идеями «Слав, возрождения», воплощёнными в творчестве создателя словац. лит. языка Л. Штура и произв. Я. Коллара. В 1863—75 действовала Матица словацкая - нац. куль-турно-просветит. об-во, наладившее регулярный выпуск уч. лит-ры. Появились первые в С. крупные пед. соч.: «Наука о воспитании..» С. Ормиса (2 тт., 1871—74). и др. Я. Квачала стал известен трудами по комениологии.

Систематич. пед. исследования стали вестись в период Чехосл. республики (1918—38), гл. обр. в ун-тах. Появились труды по пед. психологии (Ю. Чечетка, Ю. Гронец и др.). Сложилось тесное сотрудничество чешек, и словац. педагогов.

После 1945 пед. исследования ориентировались на создание демократич. единой школы. Их возглавили поэт Л. Новоме-ский (один из рук. нар. просвещения в С.). и педагог О. Павлик. Репрессии нач. 50-х гг. задержали реализацию многих их начинаний. В 60-х гг. появились крупные труды по общей педагогике (Я. Велика-нич и др.), дидактике (Павлик, В. Вацла-вик и др.), а также вузовские учебники. В 60—70-х гг. активизировались историко-пед. исследования (Л. Бакош, И. Матей и др.), известность получили труды А. Чумы «Я. А. Коменский и русская школа» (1970), Ф. Каршая «Я. А. Коменский и Словакия» (1970). Под ред. Павлика опубл. «Словацкая пед. энциклопедия» (2 тт., 1984—85). Г. А. Касвин

Просмотров: 361
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ
  • ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ
  • МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ
  • САМОУПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЫ
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ
  • СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • УСТАВ ШКОЛЫ
  • УСТАВ ШКОЛЫ
  • ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ
  • ШКОЛЫ КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЁЖИ (ШКМ)
  • ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ (ШРМ)
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь