СКИННЕР Беррес Фредерик

(20.3.1904, Саскуэханна, шт. Пенсильвания, - 18.8.1990, Кембридж, шт. Массачусетс), амер. психолог, представитель бихевиоризма, основоположник теории программированного обучения. Проф. (с 1939). в ун-тах Миннесоты, Индианы и Гарварда. Член Нац. АН США.

Известность С. принесли эксперим. исследования поведения животных, проведённые в 30-х гг. Им был разработан ряд оригинальных методик и приборов (в частности, т. н. ящик С. для манипулирования подкреплением). На основе этих исследований С. выдвинул концепцию оперантного поведения, к-рое считал принципиально отличным от условно-рефлекторного. С. видел ограниченность классич. бихевиоризма (Дж. Уотсон и др.), а также необихевиористских концепций (Э. Толмен, К. Халл). в том, что принятая ими схема «стимул-реакция» (даже дополненная т. н. промежуточными переменными). не учитывает влияние реакции на поведение. Процесс приспособления к среде строится на основе активных проб - воздействий на окружающий мир; нек-рые из них случайно могут оказаться удачными и поэтому закрепляются - оперантные реакции. Они составляют осн. «репертуар» активного произвольного поведения. Научение, по С., - «последовательное наведение на нужную реакцию». Гл. средством формирования поведения выступает подкрепление. На этой основе С. разработана система программированного обучения, направленного на получение и закрепление требуемых реакций. В трактовке С. программированного обучения сильны элементы механицизма, его ограниченность состоит в сведении обучения к набору внеш. актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом внутр. познават. деятельность учащихся игнорируется и остаётся неуправляемой.

Данные экспериментов на животных С. перенёс на поведение человека. Мышление, память, мотивы и др. психич. процессы С. описывает в терминах реакций и подкрепления, а человека - как реактивное существо, фатально зависящее от внеш. обстоятельств. Свою концепцию С. распространял и на решение проблем совр. общества, сводящееся к манипулированию людьми посредством подкрепления (т. н. социальный бихевиоризм). Концепция С., в частности её пед. приложение, подвергается критике мн. психологами и представителями антитехнокра-тич. педагогики в разных странах, в т. ч. и в США.

Соч.: The behavior of organisms, N. Y., [1938]; Science and human behavior, N. Y., [1956]; Verbal behavior, N. Y., [1957]; Waiden two, N. Y., 1963; The technology of teaching, N. Y., [1968]; Contingencies of reinforcement, N. Y., [1969]; Beyond freedom and dignity, N. Y., 19728: Cumulative record, N. Y., 19723; About behavio-rism, N. Y., 1974; The shaping of a behaviorist, N. Y., 1979; в рус. пер.: Наука об учении и иск-во обучения, в кн.: Программированное обучение за рубежом, М., 1968; Оперантное поведение, в кн.: История заруб. психологии. 30—60-е гг. XX в. Тексты, [М.], 1986.

Просмотров: 941
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Антецедентное поведение (ANTECEDENT BEHAVIOR)
  • БИХЕВИОРИЗМ (от англ. BEHAVIOR - поведение)
  • Брачное поведение (MARITAL BEHAVIOR)
  • Вмешивающееся поведение (ENMESHED BEHAVIOR)
  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ ДРУГОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Детерминация биологическая поведения человека
  • КОНЦЕПЦИЯ ИГРОВОГО поведения животных К.Э. Фабри
  • Комплексы технических средств программированного обучения (ТСПО)
  • Концепция программированного обучения
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Матрица профессионального поведения человека
  • Медицинская модель поведения общества
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ПАССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (PASSIVE BEHAVIOR)
  • ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ (МКБ 309.3)
  • Приспособительные реакции с преобладанием нарушений поведения
  • Репродуктивное поведение (REPRODUCTIVE BEHAVIOR)
  • СКИННЕР (SKINNER) БЕРРЕС ФРЕДЕРИК (1904-1990)
  • СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Сексуальное поведение (SEXUAL BEHAVIOR)
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Скиннер Беррес Фредерик (1904- 1990)
  • Стихийное массовое поведение (англ. – COLLECTIVE BEHAVIOR)
  • ТЕОРИИ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
  • Технология активного обучения
  • Технология активного обучения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь