|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич(р 18 11 1939, г. Рыбинск Ярославской обл), психолог и педагог, деятель образования, один из учредителей (1992). и акад РАО (акад АПН СССР. с 1990), дер психол наук (1977), проф. (1978). Окончил физ. -мат ф-т Ярославского пед. ин-та им К Д Ушинского (1962). На пед. работе с 1962, с 1970 преподавал в Ярославском ун-те (в 1976—82 проректор). Ректор Ярославского пед. ин-та (1982—85). С 1985 в Москве зам министра просвещения СССР. (1985—87), первый зам пред Гособразования СССР. - министр СССР. (1987—91), зам пред Госкомитета Рос Федерации по высш. образованию (с 1991). С сент 1996 первый зам министра общего и проф. образования Рос Федерации В трудах по общей и пед. психологии разработал теорию освоения профессии как процесса формирования психол функциональной системы деятельности Выявил ее компонентный состав и закономерности генеза, указал на неаддитивность ее структурных элементов, а также на оперативность и неравномерность их развития Опираясь на идеи Л. С. Выготского, П. К. Анохина, Б. Г. Ананьева и на экс-перим. работы, предложил рассматривать способности как свойства функциональных систем, реализующих отд. психич. функции. Последние имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и осуществления деятельности. Предложенный подход открывает путь к решению проблемы соотношения задатков и способностей, позволяет определить место способностей в структуре психики и рассматривать их развитие с деятельностных позиций. Ш. разработаны осн. положения, позволяющие рассматривать развитие способностей через изменение функциональных и операционных механизмов. На этой основе Ш. предложены общие принципы диагностики способностей и обоснован «метод развёртывания мнеми-ческой деятельности». Разрабатывает теоретич. проблемы образования, в их числе: взаимосвязи его общечеловеческой миссии и этнокультурной функции; принципы и пути индивидуализации содержания образования в условиях массовой школы (кн. «Философия образования и образовательные политики», 1993). и др. На основе анализа универсальной и этнокультурной функций образования предложил принципы отбора содержания образования в федеративном гос-ве и индивидуально-ориентированного учебного плана. Соч.: Психология производств, обучения, [ч. 1—2], Ярославль, 1974—76; Проблемы системогенеза проф. деятельности, М., 1982; Мнемические способности: развитие и диагностика, М., 1990 (соавт.); Деятельность и способности, М., 1994.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|