ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

поведение, устойчиво проявляемое в нарушениях социальных норм. Отклонения в поведении несовершеннолетних рассматриваются в разл. аспектах. С юрид. точки зрения обычно выделяют отклонения противоправные, связанные с нарушением уголовного законодательства в возрасте, обязывающем несовершеннолетних нести ответственность, и не имеющие противоправного содержания, но игнорирующие этич. нормы. В противоправном поведении наиб. часто встречаются отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, драки, побои, тяжкие преступления — изнасилования, убийства) и др., а также отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением к криминальному обогащению (кражи, хищения и т. п.).

К О. п., не имеющему противоправного содержания, относят побеги детей и подростков из дома, дет. воспитат. учреждения; бродяжничество как следствие детской безнадзорности; злоупотребления алкоголем, наркотиками и др. ток-сич. средствами; аутоагрессивное поведение (т.е. покушение на собств. организм, вплоть до крайних проявлений — самоубийства); отклонения социально-пассивного типа (стремление к уходу от активной жизни, отстранению от обязанностей и долга, работы, учёбы и т. п.).

Несовершеннолетние, совершившие преступления, часто характеризуются антисоциальной направленностью. Среди совершивших случайные правонарушения выделяются подростки, не имеющие антиобществ. направленности личности и отличающиеся неустойчивой личной ориентацией. Такой подход позволяет определить злостных правонарушителей, создающих вокруг себя криминогенную обстановку и требующих исправит, мер перевоспитания в закрытых пенитенциарных учреждениях, а также подростков, ставших жертвами обстоятельств и нуждающихся в реабили-тац. системе воспитания.

О. п. оценивается и по дисциплинарным мерам (наказуемое, неодобряемое, порицаемое и т. п. поведение), во многом определяемым субъективными факторами и типом пед. системы в конкретном воспитат. учреждении (авторитарный, демократический), личными взглядами и склонностями педагогов.

Оценить отступления от требований норм морали ещё сложнее. Несовершеннолетние, совершившие безнравственные (по мнению взрослых) поступки, не могут быть зачастую признаны аморальными типами в силу психол. особенностей своего возраста. К детям и подросткам нельзя подходить с такими же нравств. критериями, как к взрослым. Обычно и трудные, и неблагополучные подростки одинаково положительно оценивают смелость, щедрость, героизм, презирают трусость, жадность, предательство и т. п. Вместе с тем эти нормы могут носить групповой характер и распространяться лишь на ближайшее окружение.

О. п. выражается не только во внеш. поведенч. стороне, но и в изменениях ценностных ориентации и представлений, т.е. в деформации системы внутр. регуляции поведения личности. Т. о., при характеристике О. п. целесообразно выделять т. н. докриминогенный уровень, когда отклонения проявляются в формах, не представляющих большой обществ. опасности (мелкие проступки, нарушения правил общежития и поведения и т. п.), и криминогенный уровень, когда индивид становится субъектом преступлений, представляющих серьёзную обществ. опасность.

Профилактика антисоциального поведения на ранних стадиях развития должна строиться прежде всего с учётом психол. особенностей, мотивации интересов несовершеннолетнего. Как правило, в основе О. п. лежит конфликтная ситуация, побуждающая подростка к неадекватной реакции и антисоциальному поведению, сопротивлению требованиям воспитателей. Истинные мотивы конфликтного переживания обычно недоступны подростку, но они должны стать понятными педагогу, умеющему анализировать поведение личности воспитанника по косвенным признакам. О. п. чаще всего проявляется у трудновоспитуемых и педагогически запущенных детей и подростков, поэтому меры предупреждения О. п. во многом совпадают с профилактикой трудновоспитуемости и запущенности педагогической.

Осн. усилия воспитат.-профилактич. деятельности должны быть направлены на ликвидацию неблагоприятных условий воспитания несовершеннолетних и негативные влияния со стороны ближайшего окружения.

Сложность выявления этих отрицат. влияний объясняется тем, что они выступают не изолированно, а представляют собой взаимодействие разл. факторов. Выделяются осн. факторы антисоциального поведения: индивидный — действующий на уровне психобиол. предпосылок О. п., затрудняющих социальную адаптацию индивида; психол.-педагогический — проявляющийся в дефектах шк. и семейного воспитания; социально-психологический — раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетних со своим ближайшим окружением (семья, улица, ученич. коллектив и др.); личностный — проявляющийся в активно-избират. отношении несовершеннолетнего к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к пед. воздействиям, а также в ценностных ориентациях и способности к саморегуляции, социальный — определяющийся социокультурными и социально-экон. условиями существования общества.

При исследовании природы О. п. особое место занимает проблема соотношения в нем биологического и социального. Критикуя попытки биологизировать природу социальных отклонений, нельзя не учитывать, что определенные неблагоприятные свойства психики могут выступать психобиол. предпосылками О. п.

Однако психобиол. предпосылки не являются фатальными, а лишь указывают на необходимость принятия спец. медико-пед. мер социальной реабилитации лиц с отклонениями в психич. и социальном развитии. В качестве психобиол. предпосылок выделяются нервно-психич. патологии и заболевания, акцентуации характера (чрезмерная выраженность к -л индивидуальных особенностей, черт личности), отставание в умственном развитии (как врождённое, так и приобретённое вследствие травм и заболеваний). Эти предпосылки свидетельствуют о необходимости своевременной диагностики патологии психич. развития и выявления дефектов с целью оказания детям необходимой спец. медико-психол.-пед. помощи. При изучении проблем О. п. используются системный подход, выявляющий картину взаимосвязи неблагоприятных факторов; сравнит, анализ, сопоставляющий условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза; синтезирование знаний криминологии, психологии, педагогики, социологии и медицины.

Лит. Дубинин Н. П., Кар не ц И. И, Кудрявцев В Н., Генетика, поведение, ответственность, М., 1982, Л и ч-к о А. Е., Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л.; Социальные отклонения, М., 1984; Алмазов Б. Н., Психич. средовая дезадаптация несовершеннолетних, Свердловск, 1986; А и т о и я и Ю. М., Бородин С В., Преступность и психич. аномалии, М., 1987, Буянов М. И., Ребенок из неблагополучной семьи, М, 1988; И г. о-шев К. Е, Миньковский Г. М., Семья, дети, школа, М, 1989; Беличева С. А., Основы превентивной психологии, М., 1993; Диагностика шк дезадаптации, под ред С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной, М, 1993. С. А. Беличева

 

Просмотров: 1287
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
  • Девиантное поведение детей и подростков
  • Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности
  • Диагностика направленности подростков
  • ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • История развития учения о патологии личности
  • КОЭФФИЦИЕНТ ОТКЛОНЕНИЯ
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Конфликтное поведение личности
  • ОБЛАСТЬ ОТКЛОНЕНИЯ
  • ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМ СОЦИАЛЬНЫХ
  • Отклонения личности самих родителей
  • ПОВЕДЕНИЕ КОНФЛИКТНОЕ ШИЗОИДНОЙ ЛИЧНОСТИ
  • ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
  • ПОЛОВЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ
  • ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • Психические нарушения травматической природы у детей и подростков
  • СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И РАССТРОЙСТВА (МКБ 302)
  • СООТВЕТСТВИЕ ОТКЛОНЕНИЯ
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (СЛУЖБЫ) ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания
  • СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ
  • Сексуальные отклонения и расстройства
  • Субкультура отклонения
  • Суицидальное поведение у подростков
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Тест отклонения рук
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь