Диагностика направленности подростков

В. К. Солондаев, Е. В. Пеунова. Представляет собой модификацию широко известной методики пиктограмм. В разработанном варианте методика предназначена для определения вероятности принадлежности респондента к одной из след. групп: социально адаптивной, криминально ориентированной, социально дезадаптивной. Эти группы существенно различаются по особенностям образа мира. Речь идет о направленности подростка, о его ориентации на нормы опр. социальных групп, стремлении адаптироваться по опр. типу. Респонденту предлагается запомнить слова, используя для запоминания рисунки: семья, стихи, настроение, враг, удовольствие, настоящий друг, страх, родина, грех, школьная жизнь, опасность, свободное время, обман, закон, праздник. Низкое число точно воспроизведенных понятий и искажение значений при воспроизведении являются признаками социальной дезадаптации. Преобладание конкретных образов опосредования по сравнению с атрибутивными, метафорическими и абстрактными (или отсутствие неконкретных образов опосредования) является признаком социальной дезадаптации. Отсутствие дифференциации семантически близких понятий, их замещение и искажение при воспроизведении являются признаками, как социальной дезадаптации, так и криминальной ориентации. Эмоциональная нейтрализация понятий характерна для социально дезадаптированных и криминально направленных респондентов. Искажение значения понятий, появление социально неодобряемого предметного значения является признаком социальной дезадаптации чаще, чем признаком криминальной направленности. Фиксация на социальных аспектах значения, преобладание человеческих образов характерны для криминально направленных испытуемых. Высокое качество графической продукции в целом (вне зависимости от наличия художественных навыков) характерно для социально адаптивных респондентов, а низкое качество, неупорядоченность изображений на листе - для социально дезадаптированных и криминально направленных. Для формулировки осн. вывода о принадлежности респондента к одной из групп целесообразно ориентироваться на различия между группами, а не на сходство между ними. В целом при интерпретации можно ориентироваться на след. характеристики выделяемых групп: 1) Социально дезадаптированные подростки отличаются от своих благополучно развивающихся сверстников неструктурированным, неупорядоченным восприятием окружающего, отсутствием устойчивой системы социальных представлений и социальных норм; 2) Значения, придаваемые социально дезадаптированными подростками разл. социальным явлениям, стереотипны и имеют примитивное содержание, к-рое практически полностью сводится к оценке степени опасности явления; 3) Восприятие окружающего несовершеннолетними правонарушителями структурировано, упорядочено в такой же мере, как у их нормально развивающихся сверстников. Несовершеннолетние правонарушители формально овладели устойчивой системой общепринятых социальных представлений и социальных норм, но не ориентированы на нее в реальном поведении; 4) Значения, придаваемые несовершеннолетними правонарушителями разл. социальным явлениям, стереотипны и имеют упрощенное содержание, часто связанное с противоправными действиями. Лит.: Солондаев В. К., Пеунова Е. В. Сопровождение когнитивного развития воспитанников. Профилактика социальной дезадаптации и поведенческих нарушений // Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов. Вып. 2 / Под ред. В. К. Солондаева. Ярославль, 2006. В. К. Солондаев

Просмотров: 1375
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Диагностика социально-психологическая
  • диагностика социально-психологическая
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ при Администрации Президента Республики Беларусь
  • Консилиум социально-медико-психолого-педагогический
  • Консилиум социально-медико-психолого-педагогический
  • концепция социальных представлений
  • КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы.
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ при ЦК КПБ
  • Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг
  • ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМ СОЦИАЛЬНЫХ
  • СОДЕРЖАНИЕ ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
  • Социально ориентированное значение слова
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • Социально-психологические явления
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
  • СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КОНЦЕПЦИЯ
  • Социальных представлений концепция
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (СЛУЖБЫ) ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
  • СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОГО НАУЧЕНИЯ
  • Теория социально-когнитивного научения
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • Теория социальных групп
  • Теория социальных представлений
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь