Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович



ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович

князь [30.07(11.08), по др. данным, 31.07(12.08) или 1(13).08. 1803, по др. данным, 1804, Москва, — 27.02(11.03). 1869, там же], писатель и обществ. деятель, педагог, муз. критик и философ. Последний потомок древнего княжеского рода Рюриковичей (происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича). Окончил Московский университетский благородный пансион (1822). В 1823—25 пред. Об-ва любомудрия. В 1824—25 издавал (вместе с В. К. Кюхельбекером) альманах «Мне-мозина» (вышло в свет 4 вып.). В 1826 переехал в Петербург и поступил на гос. службу. В 1838 назначен правителем дел К-та гл. попечительства для учреждения дет. приютов. По инициативе и при участии О. было образовано Об-во посещения бедных в Петербурге (1846). С 1846 пом. директора Имп. публичной б-ки и директор Румянцевского музея. В 1862 вернулся в Москву (в связи с переводом в Москву Румянцевского музея) и стал сенатором.

На протяжении всей жизни О. внимательно следил за развитием пед. мысли в Европе и России. Он хорошо знал пед. идеи европ. учёных (И. Г. Песталоцци, Ж. Жирара), а также взгляды отеч. педагогов (Е. О. Гугеля, П. С. Гурьева, А. Г. Ободовского). О. ратовал за создание оригинальной рус. педагогики, к-рая должна быть на уровне лучших достижений мировой пед. науки и соответствовать потребностям рус. жизни (« возникать из рус. быта и начинаться с понятий, известных рус. людям»).

Свои пед. и метод. взгляды О. изложил в книгах «Азбука для употребления в детских приютах» (1839), «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» (закончена в 1844), «Опыт о пед. способах при первоначальном образовании детей» (1845); в многочисленных наставлениях, пособиях, в советах учителям, в рецензиях на уч. книги и др. О. отстаивал идею всеобщего и всестороннего образования («Проект об устройстве школ»), пропагандировал естеств.-науч. и техн. знания («Краткое понятие о химии, необходимое для свечных мастеров и др.»), выступал за освобождение науки и школы от опеки духовенства («Рассказы о боге, природе и человеке»), за нар. общеобразоват. школу.

Считая воспитание осн. категорией педагогики, О. подчёркивал, что оно должно представлять собой процесс, продуманный и согласованный с развитием ребёнка. Гл. цель воспитания О. видел в становлении человека, вооружённого принципами христ. морали.

Воспитание человека осуществляется в процессе обучения, к-рое не может и не должно сводиться только к заучиванию и накоплению фактич. знаний. Новые знания ребёнка должны быть связаны между собой определённой идеей, проясняющей их смысл и формирующей «мировоззрение дитяти».

Теоретич. осмысление проблем воспитания привело О. к выводу о необходимости разработки методики обучения. Сущность её состоит в следующем: на перво-нач. этапе педагог должен дать пищу дет. уму посредством организации активного взаимодействия ребёнка с окружающей средой, затем, прибегая к беседам, вызвать самостоятельность дет. мысли. Развивающие беседы («сократовские разговоры») требуют от педагога высокого преподавательского иск-ва. О. разработал систему вопросов («предварительных упражнений») для подобных бесед. О. одним из первых применил звуковой метод обучения грамоте. Преимущество звукового метода обучения перед букво-слагательным видел в том, что он является наиб. оптимальным способом приобщения учащихся к осознанному чтению.

О. известен как практик и теоретик дошк. воспитания. «Наука до науки» — первый опыт разработки в отеч. педагогике практич. курса воспитания детей дошк. возраста. Воспитание дошкольников — это своеобразная «наука до науки» (в смысле особой подготовки к шк. воспитанию), суть её состоит в том, чтобы развить мышление, сосредоточив внимание детей на знакомых им предметах. Одной из основополагающих статей О. в области дошк. воспитания является «Опыт о пед. способах при первоначальном образовании детей» (1845), где О. определил гл. пед. задачу: усовершенствовать ум ребёнка, создать человека, «умеющего учиться».

В 1838 О. развернул работу по организации дет. приютов в С.-Петербурге. В сочинениях «Положение о дет. приютах» (1839), «Наказ лицам, непосредственно заведывающим дет. приютами» (приложение к «Положению») О. подчеркнул необходимость гуманистич. характера воспитания: «Приют в нек-ром смысле должен заменить дитяти его семейство», где ребёнок получит «тёплую заботливость». Главную задачу воспитания в них видел в развитии умственных, нравственных и физич. сил детей. О. удалось превратить приюты из «убежищ» для детей в воспитат. заведения с систематически организованной уч.-воспитат. работой, в наиб. приемлемой для ребёнка форме: «Занятия для детей в приюте должны быть легки, разнообразны, непродолжительны и при физич. деятельности способствовать умственному развитию детей».

Кроме уч. книг для детей О. написал ряд худож. произведений, чтение к-рых должно было, по мнению автора, пробудить в ребёнке не только мысль, но и воображение. «Городок в табакерке» (1834), «Сказки и повести для детей дедушки Иринея» (1841), «Мороз Иванович» (1847) и др. произведения стали классикой отеч. дет. лит-ры.

С о ч.: Соч., ч. 1—3, СПБ, 1844; Избр. лед. соч., М., 1955.

Лит.: Саку лин П. Н., Из истории рус. идеализма. Кн. В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель, т. 1, ч. 1—2, М., 1913; Б о л ыи а -к о в а В. В., Психол. взгляды В. Ф. Одоевского, ВП, 1989, № 5, с. 122—29; Ту рьян М. А., Странная моя судьба. О жизни В. Ф. Одоевского, М., 1991. К. Г. Бронников.

 

Просмотров: 1425
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Авторитарное воспитание детей
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
  • ВСЕМИРНАЯ ВСТРЕЧА НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ В ИНТЕРСАХ ДЕТЕЙ.
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Воспитание чужих детей
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • Дифференцированное обучение детей с отклонениями в психофизиологическом развитии
  • Инициативная речь детей с отклонениями в психофизическом развитии
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • Метод приемных детей
  • НАРУШЕНИЯ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ у детей
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Обучение отставших детей вместе с нормальными
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ
  • ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ ВОСПИТАНИЕ
  • Приемных детей метод
  • Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
  • Формы организации образовательной деятельности детей
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь