Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм



ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм

(1.7.1648, Лейпциг, — 14.11.1716, Ганновер), нем. философ, учёный, просветитель. Учился в Лейпцигском и Йенском ун-тах (1661—66). Был воспитателем наследника курфюрста Майнца. С 1676 состоял на службе у ганноверских курфюрстов.

Л. — создатель оригинальной и плодотворной филос. системы, нашедшей свое выражение в его трудах «Новые опыты о человеческом разуме» (написан в 1704, опубл. в 1765, рус. пер. 1936), «Теодицея» (1710, рус. пер. 1887—92), «Монадология» (1714, рус. пер. 1890). По Л., реальный мир состоит из бесчисленных духовных активных субстанций — монад, находящихся между собой в отношениях «предустановленной гармонии». В картине мира подчёркивал значение и ценность психич. индивидуальности, и в особенности личности. Человеческое «Я» у Л. — самодеятельная субстанция, неповторимая в своей индивидуальности. Но индивид может и должен обрести себя в рамках целого и, развиваясь, всё более глубоко познаёт себя в своих связях со Вселенной. В философии Л. мир бесконечен и неисчерпаем, полон движений, в конечном счёте всё более усложняющихся и совершенных, внутр. смысл к-рых — в бесконечном развитии познания. Системное единство мира дополнено у Л. единством теории познания и методологии науки.

Полемизируя с тезисом Дж. Локка о человеческой душе как «чистой доске» (tabula rasa), Л. сравнивал душу ребёнка с глыбой мрамора, красота к-рой скрыта в прожилках (образ потенциальных, «врождённых» знаний), но выявить всю красоту этих прожилок способен только старательный мастер. В этом смысле Л., уточняя тезис Локка «Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в ощущениях» — добавлял: «за исключением самого разума». Л. настаивал на признании познаваемости мира и объективности истины, особо подчёркивая важность выявления в вещах общего и индивидуального (неповторимого), связей их друг с другом и взаимообособляющих различий, а также огромное значение владения математизиров. логикой, в к-рой он видел важнейший инструмент познания.

Подлинное бессмертие человека — в его знаниях, к-рые он передаёт обществу. Общество, в представлении Л., — гармоничный «хор» монад, личностей, каждая из к-рых через развитие своей индивидуальности способствует развитию и благу всех. Все личности в принципе самостоятельны и должны активно и свободно служить интересам целого (общества, гос-ва, человечества), совпадающим с интересами их самих. В развитии индивидов, наиболее успешно осуществляемом с детства как самообразование и (по возможности) самовоспитание, — универсальность интересов и знаний выступает как залог морального совершенствования и формирования себя именно как личности. Каждый индивид способен соучаствовать в процветании всего сообщества через науку, реализующую его стремление к бесконечному высшему разуму как «беспредельному пределу» развития Вселенной.

В разные периоды жизни Л. обращался также к проблемам обучения («Новый метод изучения и обучения юриспруденции», опубл. 1667, и др. трактаты). Он сформулировал ряд положений об обучении, тесно связанных с его филос. концепцией. В них подчёркивались принципы самостоятельности ученика, согласованности деятельности учащихся и обучающих (в число обучающих Л. включал и великих мыслителей прошлого, с к-ры-ми новые поколения общаются, изучая их сочинения), а также возможность познания и интуитивного «озарения» сознания, благодаря тому что Вселенная в силу «предустановленной гармонии» изначально представлена в своих глубинных чертах в сознании человека. В обучении важны ясность преподавания и умение наставника показать связь получаемых знаний с практич. пользой. Наглядность в обучении должна сочетаться со своей противоположностью: с постановкой проблем, «загадок», к-рые ученику предстоит разрешить самостоятельным напряжением ума. По мысли Л., одно из самых важных умений учителя — делать ученика автодидактом, культивирующим в себе всё возрастающие потребности обогащения знаниями. Исследуя историю языков, дал ряд практич. советов по их изучению.

Идеи Л. оказали Значит. влияние на нем. классич. философию и затем на И. Ф. Гербарта.

Л. отрицательно относился к схоластич. преподаванию в гимназиях и ун-тах. Считал необходимым создавать академии — сообщества учёных, ведущих исследования в тесной связи с практич. потребностями х-ва и культуры страны и организующих просвещение нации. Составил проекты АН в Берлине и Вене. Первый през. Прусской АН в Берлине (фактически с 1700; первоначальное назв. Бран-денбургское науч. об-во), к-рую представлял и как центр просвещения народа, а также очищения и обогащения нем. языка. Л. был одним из советников Петра 1 при подготовке создания АН в Петербурге. Поддержал идею реальных учебных заведений и одобрил план такой школы, организованной К. Землером в Галле.

Соч.: Samtliche Schriften und Briefe, Reihe 1—6, В. — Lpz., 1950—86; в рус. пер. — Соч., т. 1—4, М., 1982—89.

Лит.: Нарский И. С., Г. Лейбниц, М., 1972; Майоров Г. Г., Теоретич. философия Г. В. Лейбница, М., 1973; Hulsen F., Leibniz als Padagoge und seine Ansichten uber Padagogik, B., 1874.

И. С. Нарский.

 

Просмотров: 1023
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • «НОВЫЕ ОПЫТЫ  О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности
  • Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • Использование терапевтом своей личности
  • ЛЕЙБНИЦ (LEIBNIZ) ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ (1648-1716)
  • ЛЕЙБНИЦ (LEIBNIZ) Готфрид Вильгельм
  • ЛЕЙБНИЦ (LEIBNIZ) Готфрид Вильгельм (1646-1716)
  • ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646- 1716)
  • ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646—1716)
  • Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716)
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • Опросник формально-динамических свойств индивидуальности человека
  • ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА знаний, умений и навыков учащихся
  • Переоценка своей личности
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • Расширение своей личности
  • ТЕОРИЯ ПРЕДУСТАНОВЛЕННОЙ ГАРМОНИИ
  • Теория познания Лейбница. «Новые опыты...»
  • Учет своей личности
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • ШКОЛА И КУЛЬТУРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь