— немецкий философ, учёный, просветитель. Был воспитателем наследника курфюрста Майнца. С 1676 состоял на службе у ганноверских курфюрстов. Л. - создатель оригинальной и плодотворной философской системы ("Новые опыты о человеческом разуме", 1704; опубликована в 1765, рус. пер. 1936; "Теодицея", 1710, рус. пер. 1887-92; "Монадология", 1714, рус. пер. 1890). По Л., реальный мир состоит из бесчисленных духовных субстанций - монад, находящихся между собой в отношениях "предустановленной гармонии". В картине мира подчёркивал значение и ценность психической индивидуальности и в особенности личности. В философии Л. мир бесконечен и неисчерпаем, полон движений. Системное единство мира дополнено у Л. единством теории познания и методологии науки. Подлинное бессмертие человека - в его знаниях, которые он передаёт обществу. В разные периоды жизни Л. обращался также к проблемам обучения. Он сформулировал ряд положений, в которых подчёркивались принципы самостоятельности ученика, согласованности деятельности учащихся и обучающих (к учителям он относил и великих мыслителей прошлого), а также возможность познания и интуитивного "озарения" сознания. По мысли Л., одно из самых важных умений учителя - делать ученика автодидактом, культивирующим в себе всё возрастающие потребности обогащения знаниями. Дал ряд советов по изучению языков.
Составил проекты АН в Берлине и Вене. Первый президент Прусской АН в Берлине (фактически с 1700; первоначальное название - Бранденбургское научное общество). Л. был одним из советников Петра I при подготовке создания АН в Петербурге. Поддерживал идею реальных учебных заведений.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.