|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ(1646-1716) – немецкий философ,математик, физик, юрист, историк, языковед, организатор науки. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском университетах. В 1672-1676 гг. жил в Париже. Создал дифференциальное и интегральное исчисление, внёс вклад в развитие логики, был организатором Прусской Академии наук, подготовил для Петра I проект организации Российской Академии наук. Основа философской системы Г. Лейбница – учение о монадах (монадология). Монада – простая, неделимая субстанция. Монад существует бесконечное множество, они активны, нематериальны. Каждая монада — самостоятельная единица бытия. Хотя ни одна монада не оказывает никакого воздействия на другие, тем не менее, движение и развитие каждой из них находится в полном соответствии с движением и развитием других. Это связано с «предустановленной гармонией» в устройстве мирового целого, заложенной Божественной волей. Монады не имеют пространственных характеристик, они чувственно непостижимы. Их главная способность – стремление к восприятиям. Различал монады трех видов: 1) монады «нижней ступени» с пассивной способностью восприятия образуют «неясные представления»; 2) монады «средней ступени» способны иметь ощущения и относительно ясные представления; 3) высшие монады (монады-духи) наделены полноценным сознанием. Соответственно этому тела, состоящие из монад первого рода, относятся к неживой природе; тела, в которых монады способны к ощущениям, составляют живой мир; человек – носитель монад, наделенных сознанием. В каждой монаде заключена возможность ее дальнейшего развития и«возвышения». В теории познания – рационалист, отстаивает теорию врождённых идей. Понятие врождённости он связывает с потенциалом человеческого разума (человеку дана от природы некая способность к познанию категорий, истин логики и математики). Все знания Лейбниц делит на необходимые и всеобщи, истины разума и случайные истины, истины факта, полученные путём индукцию Знания, полученные из опыта, относит к знанию вероятному. Он выдвинул идеи, оправдывающие Творца за существующее в мире зло («Теодицея»): человеческие бедствия – временны, они только этап на пути к совершенству. Разум человека должен быть готов к невзгодам. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|