КАПТЕРЕВ Пётр Фёдорович

[7(19).7. 1849, с. Клёново, ныне в Подольском р-не Моск. обл., — 7.9. 1922, Воронеж], педагог и психолог, проф. (1912). После окончания (1872) Моск. духовной академии преподавал логику, дидактику, психологию, педагогику, историю педагогики и др. дисциплины в средних и высших уч. заведениях Петербурга, в т. ч. в частных жен. гимназиях, жен. Пед. ин-те, в Психоневрологич. ин-те, а также на курсах: Фребелевских и при Петерб. уч. округе. Активную преподават. работу и службу по Мариинскому ведомству (1885—1917) сочетал с обществ.-пед. деятельностью в Пед. музее воен.-уч. заведений, в Петерб. пед. об-ве, Фребелевском об-ве, Петерб. к-те грамотности (золотая медаль в 1892 за «Дидактич. очерки»). Активно участвовал в организации и проведении Всерос. съездов по пед. психологии (1906, 1909), эксперим. педагогике (1910, 1913, 1916), семейному воспитанию (1912—13).

В петерб. период (1872—1918) разрабатывал проблемы дошк. педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории, рус. педагогики, пед. психологии. Выступил в защиту обществ. дошк. учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности гражданина, сформулировал гл. принципы взаимоотношений между дет. садом и семьёй, разработал основы семейного воспитания. Под ред. К. издана «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» (1898—1910, 59 вып.; автор 10 вып.). 1-й Всерос. съезд по семейному воспитанию, организованный К., способствовал развитию обществ. пед. мысли и распространению прогрессивных форм и методов воспитания. В науч. работах К. рассматривал проблемы интенсификации умственного развития детей раннего возраста, их обществ.-нравств. развитие, значение игр и игрушек в становлении дет. личности, роль нравств. и физич. закаливания ребёнка.

К. разрабатывал проблемы теории общего образования, определил сущность и содержание образоват. процесса, формы и методы общего образования. Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразоват. школ, дифференциации уч. курсов и всей структуры уч. процесса, а также целесообразность деления школ на классы, исходя из положения о существовании разл. «типов ума» (продуктивный, непродуктивный, смешанный) и соответственно жизненных призваний юношества. Выделил признаки хорошего урока и правильного метода обучения, обращая особое внимание на эвристич. способ преподавания.

Выдвинул идею автономности пед. процесса, свободного от давления гос-ва и церкви. Необходимыми условиями такой свободы считал шк. самоуправление, независимость пед. персонала, т.е. сосредоточение руководства школой в руках пед. совета, а не директора, свободу союзов и собраний для учительства, улучшение материального и правового положения педагогов. С этих позиций разработал вопросы теории пед. процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина и обществ. деятеля. По К., общечеловеческое содержание пед. идеала должно преобладать над «народными» ценностями, к-рые различны для каждого сословия. Анализировал соотношение биологического и общественного, возрастного и индивидуального в воспитании и образовании.

Исследовал важнейший период в истории отеч. педагогики и школы- судьбу нар. образования в России после отмены крепостного права (1861), охарактеризовал общие периоды развития рус. школы и педагогики за время существования Рос. гос-ва, проанализировал источники движения теории и практики шк. воспитания и всей системы нар. образования, указал причины этого движения — борьбу консервативно-правительств. «педагогики» с прогрессивной обществ. педагогикой. С демокр. позиций критиковал политику самодержавия в области нар. образования и существовавшую систему школ. Эта же позиция определяла его отношение к пед. наследию К. Д. Ушинско-го, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, С. А. Рачинского и др. педагогов 2-й пол. 19 в.

С 1921 проф. Воронежского ун-та и Ин-та нар. образования, после преобразования к-рого в пед. ф-т ун-та (1922) стал его первым деканом. Одновременно заведовал пед. техникумом. В ряде статей, опубликованных в журн. «Пед. мысль» (1918—22), — «О шк. самоуправлении и о шк. дисциплине», «Педагогика и политика», «Пед. образование» и др. — изложил свою программу обновления общего образования в России. Подчёркивая активный характер педагогики, утверждал, что она учит знанию ради действия. Однако, несмотря на естеств. связь педагогики с политикой, обусловленную, по К., обществ. характером человеческого бытия, полагал, что школа должна быть вне влияния полит. партий, а учителю в своей работе следует руководствоваться педагогическими, а не полит. задачами. В условиях борьбы разл. партий, в определённой степени дезорганизующей жизнь школы, К. придавал особое значение дисциплине, основанной на целесообразной системе шк. самоуправления. Эти идеи К. определялись его прежней пед. концепцией, в к-рой ведущая роль отводилась универсальным, общечеловеческим началам в воспитании.

Соч.: Избр. пед. соч., М., 1982 (вступ. ст. П. А. Лебедева): Из истории души. Очерки по истории ума, СПБ, 1890; Пед. процесс, СПБ, 1905; Основные начала семейного обучения. (Дидактика семьи), СПБ Совр. задачи нар. образования в России, М. 1913; Задачи и основы семейного воспитания СПБ; Пед. психология, СПБ, 1914 Новая рус. педагогия, ее главнейшие идеиг направления и деятели, СПБ; История рус. педагогии, П.; Дидактические очерки. Теория образования, П.: Антология пед. мысли России второй пол. XIX— нач. XX в., М., 1990, с. 214—43 (лит.).

Лит.: Лебедев П. А., Обществ.-пед. деятельность П. Ф. Каптерева в годы Сов. власти, СП, 1974, № 8: с г. о же, Вопросы методологии истории рус. и всеобщей педагогики в тр. П. Ф. Каптерева, СП, 1983, № 4. П. А. Лебедев.

 

Просмотров: 1088
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории образования и педагогике
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • АТТЕСТАЦИЯ учреждений общего образования
  • ЗАДАЧИ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ:
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • История педагогики
  • История педагогики
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • Методологические основы педагогики (социальной педагогики)
  • ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Основные идеи и цели древней и средневековой педагогики
  • Основные категории педагогики
  • Основные функции стандартов в области общего образования
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Содержание образования и воспитания
  • Теоретические (научно-теоретические) основы педагогики (социальной педагогики)
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь