КАЛМЫКИЯ

Республика Калмыкия-Хальмг-Тангч, входит в Рос. Федерацию. Пл. 75,9 тыс. км2. Нас. 323 тыс. чел. (1989). Столица — Элиста.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 786 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 667 чел.). В отраслях экономики занято ок. 62 тыс. специалистов, в т. ч. 19,2 тыс. с высшим и св. 41 тыс. со ср. спец. образованием.

До 18 в. хурульные (дамские) школы были единств, очагами грамотности. При обучении использовалась письменность, созданная в 1648 калм. просветителем и церк. деятелем Зая-Пандитой. С 18 в. создавались рус. миссионерские школы для калм. детей (в Ставрополе на Волге, 1741, и др.). К 1764 они прекратили существование. В 1-й пол. 19 в. были созданы общеобразоват. нач. уч-ща (наз. калмыцкими, хотя в них принимались только рус. мальчики; в программу обучения входил калм. яз.). Первое из них открыто в 1802 в Астрахани. В кон. 30-х гг. 19 в. вновь открыты миссионерские школы: классы калм. яз. при Астраханском духовном училище, а также (с 1871) при Донской духовной семинарии. Выпускники классов калм. яз. принимались в Казанскую духовную академию на миссионерское отделение или на соответствующие курсы при академии. Позже осн. миссионерские станы с церк.-приходскими школами в Калмыцкой степи Астраханской губ. (Улан-Эрге, 1877; Нойн-Шире, 1879; Чилгире, 1891; Кегульте, 1900), в Сальском округе Области войска Донского (на хуторах Плетнёвском, Кудиновском и др.). В 1890 открыта 2-классная миссионерская школа в Астрахани (имела пед. класс), к-рая в 1894 переведена в с. Калмыцкий Базар. В 1849 в Астрахани открыто 2-классное калм. уч-ще — первое нац. калм. уч. заведение, разрешённое царским пр-вом (работало до 1918). С 1854 открывались улусные школы в Астраханской (в 1860 — 6 школ, 120 уч-ся) и Ставропольской губ., а также в Донской обл. Примерные программы для них составлены инспектором нар. уч-щ К. М. Амосовым в 1882. Лишь в 1892 в них введено преподавание калм. яз. В кон. 19 в. улусные школы стали 4-летними. С 80-х гг. 19 в. калм. уч-ся принимались и в рус. церк.-приходские школы. Во 2-й пол. 19 в. на обществ. средства стали создаваться аймачные школы (первая в 1866). В 1862 при Астраханском калм. уч-ще открыто фельдшерское отделение, в 1864 — отделение гимназистов. В 1868- 1884 работало первое калм. жен. уч-ще в Астрахани, выпускницы к-рого преподавали в улусных школах. В нач. 20 в. появились ламаистские школы повышенного типа (чёрян хурул), где преподавались калм., рус., монг., тибет. языки, основы математики, географии, астрономии, иногда — тибет. медицины.

С нач. 19 в. издавались уч. пособия для калмыков: букварь с сокр. катехизисом на рус. и калм. языках (1804), букварь В. Дилигенского (1849), «Хрестоматия» А. М. Позднеева (1892), букварь Н. Бадмаева (1892, 1902), учебник рус. яз. для калмыков К. Ястребова (1892) и др. Для подготовки учителей калм. школ в Казанской инородческой семинарии в сер. 19 в. открыто спец. отделение (среди преподавателей был автор калм. грамматики А. А. Бобров-ников). Улучшению преподавания калм. яз, учителям способствовала пед. деятельность В. Л. Котвича в Петерб. ун-те. В 1915 насчитывалось 78 разл. уч. заведений (4 тыс. уч-ся), в т. ч. в Донской области — 13 калм. станичных (приходских) школ, 18 хуторских (одноклассных) и 6 калм. жен. уч-щ. Действовала калм. прогимназия (с 1909, с. Воронцово-Николаевское; с 1916 — по программе гимназии). Имелось 23 ламаистских уч. заведения. Охват детей обучением не превышал 3—4%. Грамотность калм. населения в 1897 составляла 2,3%.

С нач. 20-х гг. осуществлялась программа развития нар. образования, принятая 1-м общекалм. съездом Советов. Как одна из первоочередных задач рассматривалась ликвидация массовой неграмотности. Было создано отделение об-ва «Долой неграмотность». В 1924 организовано 36 ликпунктов; в 1929 разл. школы взрослых охватывали св. 12 тыс. чел. В 1923 разработан проект калм. алфавита на основе рус. графики (в 1931 — 1938 был принят алфавит на лат. графич. основе; в 1938 введён усовершенствованный алфавит на основе рус. графики). Начала работу комиссия по учебникам для калм. школ, координировавшая перевод уч. лит-ры, создание уч. программ и т. п. Первые сов. учебники изданы в Астрахани в 1928. Авторами и переводчиками учебников были учителя Л. Н. Нар-маев, Т. Д. Юркова и др. Для школ взрослых Б. Б. Бадмаезым и Н. Ш. Ташнино-вым составлен спец. букварь (1931).

В 1924 было 75 школ 1-й ступени и 4 школы 2-й ступени, 2 техникума — с.-х. и педагогический (в Астрахани; с 1927 в Элисте). В 1927 насчитывалось 140 школ 1-й ступени, 5 школ 2-й ступени. К кон. 20-х гг. почти во всех аймаках и хотонах были созданы школы 1-й ступени, а в улусных центрах — школы 2-й ступени. С 20-х гг. формировалась сеть дошк. учреждений.

В 1930/31 уч. г. введено всеобщее нач. обучение. В школах занимались св. 14 тыс. уч-ся, в т. ч. св. 9 тыс. калмыков. В 1931/ 1932 уч. г. обучением было охвачено св. 15,8 тыс. чел. Действовало 28 школ 1-й ступени (в т. ч. 13 калмыцких, 10 русских, 2 немецкие). В калм. школах в 1—3-х группах (классах) обучение велось на родном языке. В последующих группам (классах) обучение велось на рус. яз. гл. обр. из-за отсутствия учебников; родной язык преподавали как предмет. Подготовку пед. кадров для калМ. школ осуществляли курсы в Астрахани (1920; с 1921 калм. пед. техникум), отделение калм. яз. и лит-ры при Саратовском ун-те, к-рое положило начало высш. пед. образованию для калмыков. В 1938 на базе этого отделения основан Калм. пед. ин-т. В 1940/41 уч. г. было 224 начальные, 50 семилетних, 29 ср. школ (св. 45 тыс. уч-ся, 1500 учителей); имелись пед. уч-ще, с.-х. техникум, мед. школа. К 1940 неграмотность была в основном ликвидирована. Значит. вклад в организацию нар. образования в сов. Калмыкии внесли учителя И. П. Петкиев, Юркова, X. К. Косиев.

В кон. 1943 — нач. 1944 в результате необоснованных репрессий калмыки были выселены из родных мест. Школы с обучением на калм. яз. были закрыты. После воссоздания Калм. АССР (1957) развернулось стр-во школ. Возобновилась подготовка пед. кадров. В 1966 работало 149 начальных, 55 восьмилетних, 53 ср. школы (52,5 тыс. уч-ся, 2800 учителей). В 1964 в Элисте открыт пед. ин-т, в 1965 -политехникум. В кон. 1965 осуществлён 8-летний всеобуч. С сер. 70-х до кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодёжи.

В нач. 90-х гг. в более чем 230 дошк. учреждениях было 22 тыс. детей, в т. ч. 6,4 тыс. детей ясельного возраста. В 1992/ 1993 уч. г. в 248 общеобразоват. школах обучалось 55,9 тыс. чел., в вечерних и заочных школах — 1,4 тыс. чел. В общеобразоват. школах занято ок. 5 тыс. учителей, 69% из к-рых имеют высш. образование. Работало св. 30 внешк. учреждений, охватывающих ок. 30 тыс. детей. Среди педагогов 23 засл. учителя школы Рос. Федерации, 69 засл. учителей школы Калмыкии. В нач. 90-х гг. в школах расширены возможности изучения калм. яз.; развёрнута подготовка новых учебников, в т. ч. по истории и культуре калмыков.

В 12 проф.-тех. уч-щах ок. 3,7 тыс. чел. Ср. спец. образование дают 7 уч. заведений (5,6 тыс. уч-ся), в т. ч. уч-ща: педагогическое им. X. Б. Канукова (осн. в 1921), музыкальное (1960), культурно-просветительное (1975). В 1970 на базе пед. ин-та открыт Калм. ун-т (в 1990 — св. 5 тыс. студентов), где готовятся пед. кадры для школ. Лит-ру на родном языке для школ выпускает Калм. книжное изд-во (ведёт историю с 1926) в Элисте. Для детей издаётся журн. «Байр» (с 1989) на калм. и рус. языках.

Лит. — Ташнинов Н. ШОчерки истории просвещения в Калм. АССР, Элиста, 1969.

 

Просмотров: 862
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • Класс многопрофильной школы
  • ЛАМАИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЛАМАИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • МИССИОНЕРСКИЕ ШКОЛЫ
  • МИССИОНЕРСКИЕ ШКОЛЫ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ
  • СОВЕТ ШКОЛЫ
  • СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • УСТАВ ШКОЛЫ
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ
  • ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЦЕХОВЫЕ ШКОЛЫ
  • ЦИФИРНЫЕ ШКОЛЫ
  • ШКОЛЫ КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЁЖИ (ШКМ)
  • ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ (ШРМ)
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь