ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

система воспитания, разработанная педагогами католич. ордена иезуитов (Societas Jesu, Общество Иисуса, осн. в 1534 И. Лойолой). Деятельность иезуитов была подчинена задачам Контрреформации, т.е. борьбы за сохранение господства католич. церкви в Зап. Европе и ограничение влияния протестантизма. Создание сети уч. заведений и формирование юношества, прежде всего из привилегированных или зажиточных слоев, в духе преданности католицизму было одной из гл. миссий ордена иезуитов. Самым распространённы м типом иезуитского уч. заведения стали коллегии, дававшие ср. образование. Коллегии высшею типа, семинарии и академии готовили преподавателей, теологов, церковных юристов. Нач. образованием иезуиты занимались лишь в исключит. случаях, напр., в условиях миссионерской деятельности в колониях.

Принципы и правила иезуитского воспитания складывались постепенно. С 80-х гг. 16 в. по заданию руководства ордена они специально разрабатывались группой педагогов и были обобщены в шк. уставе, официально утверждённом в 1599 (Ratio atque institutio studiorum Socie-tatis Jesu).

Педагогика иезуитов проникнута прагматизмом. Их цель — воспитать «Христова воина», деятельно служащего католич. церкви, способного противостоять искушениям протестантизма и в случае необходимости бороться с ним. Однако лишь немногие воспитанники иезуитов становились членами ордена. Большинство, получив образование в коллегии, оставались светскими людьми.

В 17—18 вв. иезуиты пользовались репутацией блестящих педагогов и преподавателей, так как И. в. аккумулировало мн. достижения гуманистич. и протестантской педагогики (классно-урочная система обучения, использование упражнений и регулярных повторений, постепенный переход от лёгкого к трудному и т. п.), однако И. в. придало им в Значит. мере формализов. характер: образование состояло главным образом в изучении древних языков (латинского, в меньшей степени греческого) с опорой в первую очередь на антич. авторов. Наряду с этим ученики получали нек-рые знания по истории, географии, физике, математике. Однако классич. образование включало лишь часть антич. наследия. Тексты Цицерона, Овидия, Вергилия и др. препарировались с целью подогнать их к шк. программе иезуитов; в философии первенствующее значение отводилось Аристотелю и Фоме Аквинскому; гуманистич. содержание антич. культуры выхолащивалось.

Воспитание было направлено прежде всего на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соревнования. Этой цели служило групповое и индивидуальное соперничество: регулярное выделение лучших и отстающих, ежемесячные конкурсы сочинений, ежегодное торжественное проведение экзаменов, сопровождавшееся диспутами, декламациями, театральными представлениями, церемониями награждения лучших и т. п. Соревнование распространялось на отд. учеников, команды внутри классов, классы внутри коллегий. Из лучших учеников создавался т. н. магистрат, членам к-рого присуждались почётные звания патрициев и сенаторов (по аналогии с практикой Др. Рима), назначались «директора» — опекуны из старших классов над младшими учениками. Среди наиб. способных учащихся создавались «академии» — прообразы шк. кружков, собиравшиеся еженедельно под руководством наставника (префекта) для совм. обучения, дискуссий, обсуждения подготовленных докладов по философии, грамматике, математике, риторике. «Ректоры», выбранные «академиями», играли заметную роль в жизни коллегий.

Учеников готовили к активной мирской жизни, поэтому иезуиты отказались от аскетич. правил ср.-век. монастырской школы, заботились о хорошем питании и регулярном отдыхе, физич. развитии воспитанников. Коллегии располагались в удобных, светлых, просторных зданиях; занятия продолжались не более 5 ч в сутки; ученики совершали поездки, прогулки, экскурсии. Важное место отводилось светскому воспитанию: правилам поведения за столом, умению вести непринуждённую беседу и поддерживать разговор на любую тему, завоёвывать доверие собеседника, быть галантным в любых обстоятельствах. Иногда в коллегиях обучали конной езде, танцам, пению, фехтованию.

Однако гл. направлением деятельности иезуитских педагогов оставалось религ. воспитание детей. Освоение основ христ. религии и богослужения велось на протяжении всего обучения. Учащиеся регулярно молились, причащались, исповедовались, посещали мессы, предавались спец. религ. упражнениям и медитациям; в нек-рых коллегиях создавались религ. братства учеников. Религ. воспитанию служил и шк. театр иезуитов, готовивший постановки на библейские темы к религ. праздникам.

Формирование индивидуальности в учениках сочеталось со строгой регламентацией их деятельности и поведения, подчинением личной воли и наклонностей интересам церкви и нормам христ. этики, переработанной иезуитами в соответствующем духе. Всесторонняя регламентация воспитат. и образоват. процесса сопровождалась внедрением взаимного надзора внутри класса и школы. В классе выделялись ученики, надзиравшие за поведением остальных (преторы, или цензоры), каждый ученик обязан был доносить о проступках товарища, на спец. собраниях устраивался совм. взаимный разбор поведения и т. д. В практике система поощряемых доносов и взаимного надзора смягчалась. наиб. серьёзные проступки влекли за собой телесные наказания, для осуществления к-рых в коллегиях нанимали светского человека (корректора).

Учителей для иезуитских уч. заведений готовили очень тщательно и долго из лучших выпускников коллегий. В течение 2 лет они совершенствовали знания и навыки, подвергались спец. проверке в ходе т.н. новициата, затем изучали философию (3 года), проходили пед. практику под руководством и надзором опытных наставников (2—3 года), во время к-рой вели спец. пед. дневник, изучали теологию, совершенствовали подготовку в светских науках (4 года). Только после этого приступали к самостоятельной пед. работе. Это обеспечивало иезуитским преподавателям высокую репутацию и сделало их коллегии наиб. престижными уч. заведениями для выходцев из дворянских и бюргерских семей. К нач. 18 в. насчитывалось ок. 800 иезуитских уч. заведений, в т. ч. св. 20 ун-тов.

Традиции иезуитских коллегий оказали существенное влияние на развитие педагогики и шк. дела в новое время, способствовали совершенствованию школ, создававшихся противниками иезуитов (протестантами, янсенистами). Иезуитскую педагогику высоко оценивал Ф. Бэкон, она оказала заметное влияние на пед. систему Я. А. Коменского, но встретила резкую критику со стороны др. деятелей культуры 17—18 вв. (Б. Паскаля, просветителей). Чрезмерная регламентация, выхолащивание антич. традиций, недостаточное внимание к естеств. и точным наукам, узость религ. воспитания, насаждение специфич. этических норм и т. п. привели к понижению уровня преподавания и воспитания в коллегиях в 18 в., отставанию от запросов жизни и падению их авторитета в обществе. В 1832 шк. устав иезуитов был пересмотрен. Осн. цели и принципы И. в. остались прежними, но расширился круг уч. предметов, в т. ч. есгеств.-матем. дисциплин. В нач. 20 в. было разрешено варьировать программы отд. уч. заведений в зависимости от местных условий и потребностей. Во мн. странах (Испания, Португалия, США, страны Лат. Америки и др.), иезуиты и в кон. 20 в. оказывают известное влияние на нар. образование, готовят преподавателей, имеют свои школы, преподают в ряде ун-тов и в большинстве католич. школ.

Лит.: Гожалчинский А., Иезуитские школы в Юго-Западной России, «Труды Киевской духовной академии», 1869, №4; Ястребов М., Иезуиты и их пед. деятельность в Польше и Литве, там же, 1869, М 2; Бемер Г., Иезуиты, пер. с нем., М., 1913; Т о н д и А., Иезуиты, пер. с итал., М., 1955; Блинова Т. Б., Иезуиты в Белоруссии, Минск, 1990; Ratio studio-rum et institutiones scholasticae Societatis Jesu, t. 1 — 4, B., 1887—94 (Monumenta Germaniae Paedagogica, Bd 2, 5, 9, 16); M er t z G., Die Padagogik der Jesuiten, Hdlb., 1898; Monumenta paedagogica societa-tis, Jesu. I, ed. L. Lukacs, Romae, 1965 —; Donohue J. W., Jesuit education, N. Y., 1963; Godina Mir G., Aux sources de la pedagogie des Jesuites, le «modus parisi-ensis», Rome, 1968; Chartier R., Ji-lia D., Compere M. M., Leducation en France du XYI au XVIIIе siecle, P., 1976; B o w e n J., A history of Western education, v. 2, L., 1975. M. В. Дмитриев.

 

Просмотров: 4959
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • »ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ»
  • БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА взаимного обучения
  • ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
  • ВИЗАНТИЯ. Воспитание и образование.
  • Высшее образование (HIGHER EDUCATION)
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
  • ИЕЗУИТЫ
  • ИЕЗУИТЫ
  • Иезуиты
  • КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
  • КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА обучения
  • КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА обучения
  • КОЛЛЕГИИ
  • КОЛЛЕГИИ
  • КУЛЬТУРА (от лат. - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)
  • Классно-урочная система обучения
  • Классно-урочная система обучения
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
  • Образование (EDUCATION)
  • Образование как система
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ
  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕНИКОВ ПО ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ КЛАССАМ С УЧЕТОМ ИХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • Развитие познавательного интереса к математике в условиях личностно ориентированного обучения с использованием средств ИТ
  • СРЕДНИЕ ВЕКА (образование, воспитание)
  • Солипсизм первого года жизни
  • Уклад (жизни) школы
  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
  • Экологическое образование и воспитание учащихся



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь