|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ГОЛУБКОВ Василий Васильевич[8(20). 1.1880, Вичуга, ныне Ивановской обл., — 9.2.1968, Москва], педагог, методист. по лит-ре, д. ч. АПН РСФСР (1950), д-р пед. наук (1938). По окончании ист.-филол. ф-та Моск. ун-та (1903) вёл курсы рус. языка, лит-ры и методики нач. обучения в гимназиях Костромы. С 1907 преподавал в Моск. жен. гимназии и одновременно на Пречистенских рабочих курсах. После 1917 на науч.-пед. работе в ср. школе, вузах и Н.-и. ин-тах Москвы и Казани. Г. — основатель и руководитель кафедры методики преподавания лит-ры и рус. языка в МГПИ им. В. И. Ленина (1933), с 1944 зав. отделом ист.-филол. дисциплин Ин-та методов обучения АПН. В 1909 опубликовал пособие для учителей «Новый путь изучения худож. произведений и составления письменных работ», отличавшееся оригинальным подбором совр. лит-ры и критич. статей. Интерес автора преим. к социальной проблематике произв. получил дальнейшее развитие в «Пособии к изучению худож. произведений» (1915). В эти же годы Г. разрабатывал методику письменных работ, направленную на активизацию существующей системы обучения и на формирование у детей с мл. возраста самостоятельности мышления и творческого воображения («Письменные работы в мл. классах ср. школы», 1912). В нач. 20-х гг. занимался составлением пособий, основанных на новых принципах обучения в трудовой школе. Среди пособий: «Писатели-современники» (1925) — для лабораторного изучения лит-ры; хрестоматия «Город и деревня» (1926) и «Рабочая книга по лит-ре для 5-й группы» (1927), составленные в соответствии с комплексными программами обучения. Поиски научно обоснованных критериев анализа худож. произв. привели Г. к исследованию и пропаганде марксистского эстетич. наследия, изданию «Марксистской хрестоматии по лит-ре» (1925). Г. пытался критически осмыслить широко внедрявшееся в шк. практику вульгарно-социологич. литературоведение («Совр. литературоведение и шк. методика», 1929). В 1933 Г. подготовил новые программы по лит-ре. Основой единого систематич. курса предполагал оригинальную типологию уроков. Предложил классификацию уроков, построенную с учётом конкретных формально-содержат. особенностей худож. произведений, своеобразия каждого этапа обучения и метод. задач педагога. В курсе лит. чтения считал необходимым восстановить нарушенную взаимосвязь между рус. языком и словесностью. По убеждению Г., целостный филол. анализ формировал у ребёнка творческое отношение к худож. слову, воспитывал культуру устной и письменной речи. Опираясь на традиции отеч. риторик нач. 19 в., Г. рекомендовал вырабатывать в школе «мастерство устной речи». В «Методике преподавания лит-ры» (1938) обобщил опыт дорев. и сов. школы, характер взаимоотношений лит-ры с др. дисциплинами, сформулировал совр. понимание специфики предмета. На основе подробного разбора изучаемых произв. обосновал последовательно концентрич. построение курса, изменение на каждом этапе обучения не только содержания и задач, но и метод. приёмов обучения. Соч.: Преподавание лит-ры в дорев, школе, в. 1, М. — Л1946; Худож. мастерство Н. В. Гоголя, ЛШ, 1952, Mg 1; Лит. чтение в школе, М., 1954 (ред.); Мастерство А. П. Чехова, М., 1958; Некрасов в школе, М. 1960 (ред.); Горький в школе. М., 1960 (ред.); Родная лит-ра. Хрестоматия для 5-го кл. ср. школы, M. (соавт.).
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|