|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ХИМИЯ в школеуч. предмет, в содержание к-рого входят основы химии - науки о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, об использовании законов X. в практич. деятельности людей. Изучение X. направлено на усвоение учащимися фун-дам. науч. фактов, осн. понятий, наиб. общих законов и теорий науки, а также политехн. знаний о совр. хим. произ-ве и на развитие интеллектуальных способностей и практич. умений в области X. Химия как уч. предмет начала преподаваться в России в нач. 19 в. в гимназиях при нек-рых ун-тах. В 1808 был издан первый рус. учебник химии А. И. Шере-ра. В последующие годы получили распространение учебники Г. И. Гесса (построен на идеях атомистич. теории). и Ю. А. Штекгарда (включает богатый эксперим. материал). Под влиянием наступившей реакции в России обучение в гимназиях по Уставу 1828 приобрело ярко выраженный классич. характер, естествознание и X были исключены из уч планов. Лишь в 50-х гг. 19 в. в гимназиях было вновь введено естествознание, стали изучаться и сведения из X. По Уставу 1864 X. как самостоят. уч. предмет была введена в реальных гимназиях. Позднее она вошла также в уч. планы реальных уч-щ. В гимназиях и высших нач. уч-щах сведения из X. давались лишь в связи с изучением физики и естествознания. Передовые круги пед. общественности боролись за введение X. как самостоят. предмета в общеобразоват. школе. В объяснит, записке к программе, подготовленной в комиссии графа П. Н. Игнатьева по реформе школы, необходимость изучения X. в ср. школе обосновывалась так: «Прежде всего химия как наука об элементах, из к-рых слагается реальный мир, дает нам определенный и вполне конкретный ответ на вопрос, к-рый от века привлекал человеческую мысль, - вопрос о единстве строения материального мира. В этом отношении система знаний, какую дает совр. химия, составляет основу для выработки точного и ясного мировоззрения. Без знания химии не могут быть правильно истолкованы как процессы минеральной жизни земной коры, так и процессы, происходящие в живых организмах. Почти все техн. произ-ва неразрывно связаны с хим. явлениями. При отсутствии элементарных познаний в области эксперим. наук в обществе притупляется интерес к реальному миру» (Мат-лы по реформе ср. школы, Петроград, 1915, с. 236). Содержание курса X. в уч. заведениях России формировалось в значит. степени под влиянием идей Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова. Они не только обогатили науку фундам теоретич. обобщениями - открытием периодич закона и созданием теории хим строения веществ, но и указали пути успешного усвоения данной науки Рассматривая X как учение об элементах и считая, что основу познания ее составляет конкретное ознакомление с периодич законом и периодич системой элементов, Менделеев в «Основах химии» (ч 1—2, 1869—71). дал систему уч предмета, к-рая в России раньше, чем за границей, нашла отражение в учебниках Система построения уч предмета по Менделееву состоит в том, что сначала рассматриваются исходные понятия науки, затем выявляются идея сходства хим элементов, образования ими естеств. групп, после чего изучаются периодич закон и периодич система элементов и, наконец, дается полная характеристика элементов и их соединений по группам периодич системы с целью все стороннего и углубленного познания ее Бутлеров в труде «Введение к полному изучению органич химии» (в 1—3, 1864—66). построил уч курс по принципу усложнения строения веществ, чему во многом следовали далее дорев рус учебники (Ф Ковалевского, Г Григорьева, И M Кукулеско, В И Виноградова и др.). В разработке целей и содержания шк. курса X в России участвовали мн видные ученые-химики M И Коновалов разрабатывал предложения о преподавании X в гимназиях, И А Каблуков предложил программу курса X для реальных уч-щ, построенную во многом на менделеевских принципах А Н Реформатский выступал за широкое распространение хим знаний и совершенствование эксперим. основ изучения предмета Курс X в ср. уч заведениях России, строившийся по принципу систематич. изучения хим элементов и их неорганич и органич соединений, существенно отличался от курсов X в зап -европ школах, где господствовало индуктивно-эмпирич направление в преподавании естеств. наук Там большее значение придавалось методу изучения, а не содержанию знаний предлагалось включать в курс обучения лишь доступное опытному ознакомлению, обобщения допускались в меру того, как они могут быть индуктивно выведены самими учащимися (А Арендт, Ф Вильбранд, Г Э Армстронг). После 1917 X заняла равноправное положение среди шк. уч дисциплин В первые годы становления новой сов школы единых гос. программ не было, программы составлялись на местах, использовались дорев учебники По уч плану, предложенному Наркомпросом РСФСР. (1920), на изучение X отводилось 6 ч в неделю - по 3 ч во 2-й и 3-й группах школ II ступени (7—8-е кл). В соответствии с этим планом были составлены примерные программы, к-рые вошли в историю преподавания X как «петроградский» и «московский» проекты В них в довольно общем виде давался перечень изучаемых веществ, понятий, законов, но не указывалась последовательность изучения Конкретизировать содержание курса предлагалось самим учителям Петрогр проект, составленный под руководством проф. В H Вер ховского, во многом учитывал прогрессивные идеи прошлого В нем на первый план выдвигалось общеобразоват. значение курса и предусматривалось систематич. построение его на основе идей классификации хим элементов и их соединений В моек проекте, подготовленном под руководством проф. II П Лебедева, ведущей задачей считалось обучение школьников пониманию практич. значения X, поэтому структура курса подчинялась целям объяснения производств применения X, теоретич знания предлагалось выводить из опытов, изучение периодич закона не предусматривалось Но оба проекта ориентировали на тесную связь изучения X с жизнью, на использование хим эксперимента, проведение экскурсий, выполнение самостоят.работ учащимися Наркомпросом был поддержан моек проект программы Так начали складываться две тенденции в построении уч предмета Дальнейший отход от систематич. курса X проявился при введении т.н. комплексных программ (1923). Уч программы предлагалось строить не в соответствии с логикой науки, а подчиняя их изучению общих для разных предметов комплексных тем, диктуемых жизнью («Ремесло и фабрика», «Сел х-во», «Природа, ее богатства и силы» и т.д. ). Поскольку без знания X нельзя раскрыть мн стороны трудовой деятельности, начало ее изучения было перенесено в 5-й класс Программа строилась по след схеме в первой колонке обозначалась общая комплексная тема по X, во второй - необходимый для изучения хим -технол материал, третья - отводилась перечню выполняемых лабораторных работ, в четвертой - указывались теоретич сведения, к-рые могут быть даны в связи с изучением производств вопросов и выполняемой лабораторной работой, в последней колонке давались метод примечания и лит-ра Индук-тивно-эмпирич подход пронизывал все построение курса, характер изучения X был преим описательный Периодич закон и периодич система элементов рассматривались лишь на последнем году обучения в «Итогах курса X » Там же давалась информация о сложном строении атомов Некритич следование зап -европ метод воззрениям, проявившееся уже в моек проекте программы, в комплексных программах нашло более яркое выражение Руководителем разработки комплексных программ и автором осн.учебников по X - «Рабочих книг» - был Лебедев Ленингр отделом нар. образования в тот же период издавались программы, отражавшие систематич. построение курса, рекомендовались учебники С И Сазонова, В Н Верховского В кон 20-х гг X изучалась гл. обр. по т.н. комплексно-проектной системе (см. Метод проектов). В целях политехн. подготовки учащихся предлагалось осн.содержанием обучения сделать труд детей в мастерской и на произ-ве, выполнение общественно полезных заданий-проектов («Поможем цеху выполнить промфинплан», «На борьбу за урожай» и т и), знания учащиеся должны были получать, участвуя в общественно-трудовой деятельности Поскольку осн.предметом изучения становились процессы, характерные для гл. отраслей произ-ва и используемые на местных предприятиях, уч материал располагался «не по элементам или сложным соединениям, а по процессам» Поэтому в программах (составитель Д M Кирюшкин). были представлены такие вопросы, как горение топлива, выплавка металла, произ-во удобрений, строит материалов и т.д. Общие вопросы X вводились после изучения ряда производств, обычно во 2-й половине или в конце учебного года При подчинении уч материала комплексным темам или выполнению заданий-проектов курс X представлял собой сочетание мало связанных между собой сведений Учащиеся не получали систематич. знаний о хим элементах и их соединениях, науч. понятиях, законах Не достигались и цели политехн. подготовки, т к без опоры на общие теоретич положения X, без системы знаний о веществах и их свойствах не могла быть уяснена сущность хим процессов В 1931—32 комиссией под руководством В Н Верховского была разработана новая программа шк. курса X Она во многом учитывала прогрессивные идеи дорев педагогов и то положительное, что содержалось в петрогр проекте (1920), а частично (по связи обучения с жизнью, с произ-вом). и в комплексных программах По сформулированным целям изучения предмета, содержанию и принципам построения программа имеет много общего с ныне действующей С 1934 начало изучения X было перенесено в 7-й кл, т к учащиеся 6-го кл. с трудом усваивали понятия X, имеющие абстрактный характер В 7—9-х кл стал преподаваться систематич. курс неорганич X, в 10-м кл - органич X В определении задач уч предмета на первый план выдвигалось его общеобразоват. значение, усвоение учащимися определенной системы знаний, формирование мировоззрения, решались задачи политехн. подготовки школьников путем ознакомления с важнейшими хим произ-вами В курсе неорганич X, отражавшем идеи Менделеева, ведущим стало изучение хим элементов и их важнейших соединений Программа по органич X строилась на основе теории Бутлерова и включала осн. классы соединений в их генетич последовательности - от сравнительно простых до наиболее сложных Изучались углеводороды (предельные, непредельные, ароматические), спирты и фенолы, альдегиды и кетоны, карбоно-вые кислоты и сложные эфиры, жиры и углеводы, нитросоединения и амины, красители, белки В соответствии с принятыми программами были подготовлены стабильные учебники (издавались до 1949). по неор-ганич X - Верховским, по органич X - Верховским, Я Л Гольдфарбом и Л M Сморгонским Теми же авторами в 1934 было издано пособие для учителей «Методика преподавания химии в ср. школе», Гольдфарбом и Сморгонским - пособие для учащихся «Сборник задач и упражнений по химии», издающееся в переработанном виде и в наст. время (авторы Гольдфарб, Ю В Ходоков, Ю Б Додонов). С развитием школы в последующие годы совершенствовался и курс X В 1938 в программу впервые была включена теория электролитич диссоциации, к-рая сначала рассматривалась в информац плане после изучения органич X в 10-м кл, позднее она заняла логически более оправданное место после периодич системы элементов в 9-м кл Опыт преподавания подсказывал и необходимость сокращения уч материала Было исключено изучение меди, хрома, марганца (не-органич X), вторичных и третичных спиртов, кетонов, красителей и др. веществ (органич X). В связи с осуществлением в стране всеобщего 7-летнего обучения необходимо было дать семиклассникам в какой-то мере законченный круг элементарных хим знаний С этой целью в 1949 в программу 7-го кл. наряду с нач понятиями X были включены сведения практич. характера - об углероде и процессах горения, железе и нек-рых др металлах В те же годы был упразднен самостоят.курс органич X, сведения об органич веществах вошли в тему «Углерод и кремний» курса 9-го кл. Изучение периодич закона, теории электролитич диссоциации и металлов передвигалось в 10-й кл Предварит ознакомление учащихся с периодич системой, необходимое для последующего изучения групп элементов, предусматривалось в 8-м кл, но ввиду ограниченности уч времени (2 ч). оно сводилось лишь к поверхностному знакомству с периодич таблицей без усвоения сущности закона В соответствии с изменениями, внесенными в программу, были приняты новые учебники для 7-го кл. - ДМ Кирюшкина, для 8-го кл. - В В Левченко, M А Иван-цовой, H Г Соловьева и В В Фельдта Дальнейшее развитие курс X получил в 50-х гг, когда была поставлена задача постепенного перехода ко всеобщему ср. образованию Создавались условия для линейного построения курса X Из программы 7-го кл. были исключены темы «Углерод Горение», «Железо и др. металлы», т к в ст классах они изучались более подробно Важным преобразованием нач курса X стало более раннее рассмотрение осн.хим законов, атомистики, валентности элементов, что позволило последующее изучение веществ строить на основе единых теоретич представлений В ст классах также было осуществлено более раннее введение теоретич вопросов периодич закон, строение вещества и теория электролитич диссоциации стали изучаться после того, как изучены три группы элементов - щелочные металлы, галогены и группа кислорода Это позволило не только металлы, но и значит. объем сведений о неметаллах рассматривать на основе периодич закона Предварит ознакомление учащихся 8-го кл. с периодич системой элементов не оправдало себя и было исключено В 10-х кл был восстановлен курс органич X Усилилась политехн. направленность обучения, повысилось внимание к вопросам применения веществ в разл отраслях нар. х-ва, раскрывалось значение X в энергетич, механич и с -х произ-ве Были определены хим произ-ва, науч. основы к-рых должны изучаться в школе, и те общие производств понятия, к-рые следует формировать у учащихся Наряду с лабораторными опытами, выполнявшимися учащимися в процессе изложения материала учителем, введены практич. занятия по X, указан перечень необходимых эксперим. умений В связи с тем, что в кон 50-х гг в стране был взят курс на ускоренное развитие произ-ва полимерных материалов и широкое использование их во всех отраслях нар. х-ва, в курс X были включены сведения о высокомолекулярных веществах - их строении, свойствах, осн.методах синтеза, важнейших полимерных материалах (пластмассах, каучуках, волокнах). и их практич. применении Преподавание X в школах в этот период велось по учебникам Кирюшкина (7-й кл), Ходакова, Л А Цветкова, С Г Шаповаленко, Д А Эпштейна (8—10-е кл). Введение в стране 8-летнего обязат обучения вызвало необходимость нового пересмотра программы Для 7—8-х кл предполагалось создать курс, к-рый обеспечивал бы учащимся возможность не только продолжать дальнейшее образование, но и включиться после окончания 8-летней школы в производит труд С этой целью в программу 8-го кл. были включены темы «Минеральные удобрения», «Углерод и его соединения», «Металлы», «Химия и ее значение в нар. х-ве» Тем самым в построении предмета вновь был допущен нек-рый концент-ризм Преподавание в 7—8-х кл велось по учебнику А Д Смирнова и Г И Шелинского Изменилась и программа ст классов Периодич закон стал изучаться раньше, после рассмотрения двух естеств. групп хим элементов (щелочных металлов и галогенов), вопросы строения атомов, хим связи получили более обстоятельную трактовку С 1963 учебники органич и неорганич X стали снова издаваться раздельно Важным этапом в развитии X как уч предмета явился пересмотр программ в кон 60-х гг, необходимость к-рого вызывалась требованиями науч. -техн. прогресса (более глубокое раскрытие роли науки в познании явлении природы и развитии нар. х-ва, в формировании науч. мировоззрения школьников, их политехн. подготовке). Одним из путей реализации этого направления явилось повышение теоретич уровня предмета, сближение его с- совр. науч. представлениями и раскрытие связей науки с жизнью, с произ-вом Введение всеобщего ср. образования создавало условия для отказа от концентрич построения программы и перехода на линейную структуру курса, что позволило раньше (уже в нач 8-го кл). изучать периодич закон, периодич систему элементов, строение вещества и, следовательно, почти все группы хим элементов на едином, более высоком теоретич уровне Наиб. существ углубление теоретич знаний произошло в области строения вещества На основе периодич системы элементов подробнее рассматривается строение атомов введено понятие об s- и р- электронах, форме электронных облаков, механизме образования ионной и ковалентной (полярной и неполярной). связи и пр Это позволило полнее выявлять причинно-следств связи при объяснении и предсказании свойств веществ В учении о хим процессах обстоятельней стали рассматриваться сведения о скорости реакций, хим равновесии, факторах, влияющих на изменение скорости и на смещение равновесия Это расширило науч. базу изучения хим процессов Теоретич содержание курса органич X, отражавшее в основном учение Бутлерова о хим строении веществ как порядке соединения атомов в молекулах, дополнено стереохим представлениями и учением об электронной природе разл видов хим связей, что позволило рассматривать зависимость свойств веществ не только от их химических, но также от пространств и электронного строения молекул Пересмотрено содержание политехн. материала по X В условиях науч. -техн. прогресса, когда одни процессы заменяются другими, более прогрессивными, когда в осуществлении разл процессов все более используются общие принципы и возрастает роль X в развитии всех отраслей произ-ва, стало не столь важным детальное изучение отд произ-в, сколько усвоение общих науч. основ хим произ-ва и важнейших направлений химизации нар. х-ва При изучении производств материала на первый план выдвинуто обсуждение физ. -хим закономерностей осн.хим процессов, общих принципов управления ими Такого рода понятия раскрываются на примере произ-ва серной кислоты, аммиака и азотной кислоты, синтеза этанола Для ознакомления учащихся с осн.направлениями влияния X на развитие др отраслей произ-ва выделены наиб. крупные нар. -хоз проблемы, решаемые средствами X произ-во удобрений для с х-ва, металлургия черных металлов и алюминия, переработка горючих ископаемых (нефти, природного газа, каменного угля), получение полимерных материалов (пластмасс, каучуков, хим волокон). Обучение велось по учебникам Ходакова, Эпштейна, II А Глориозова (7-—8-е и 9-й кл), Цветкова (10-й кл). Изучение теоретически обогащенного курса оказалось на уровне знаний учащихся В их ответах в большей степени стали проявляться функции теоретич знания обобщенное рассмотрение фактов, выявление причинно-следств связей при объяснении свойств веществ, предсказание на основе теорий новых хим фактов и т.н. Возросло активное владение знаниями Однако для мн учащихся курс оказался трудным и это заставило (в нач 80-х гг). освободить программу от излишне усложненного материала В связи с реформой школы и переходом на 11-летний срок обучения (1984). перед курсом X поставлены новые задачи повышение идейно-теоретич уровня преподавания, усиление его политехн. предмета в трудовом воспитании школьников, их проф. ориентации Одновременно требовалось учесть сокращение числа часов на преподавание X (с 10 до 9,5). Поскольку наибольшее число часов на изучение X отводилось в 8—9-х кл, было решено весь курс неорганич X изучать в основной (9-летней). школе Это потребовало исключения из него нек-рых трудноусваиваемых теоретич вопросов (понятия об s- и р- электронах, строение атомов элементов больших периодов, превращения хим элементов, нек-рые аспекты теории электролитич диссоциации). Количеств отношения, связанные с расчетами по хим формулам и уравнениям, изучавшиеся ранее в пределах одной уч темы, с целью повышения доступности рассредоточены по ряду тем Больше внимания уделено обобщению знаний на разных этапах курса неорганич X Органич X по новому плану изучается в 10-м кл и первой четверти 11-го кл. Это позволило преодолеть существовавший разрыв между курсами X и биологии, дать учащимся понятие о строении и свойствах таких биологически важных веществ, как жиры, углеводы, белки до того, как функции этих веществ в организме будут рассматриваться на уроках биологии Одновременно оказалось возможным включить в курс органич X сведения о строении нуклеиновых кислот, что существенно дополняет науч. основы изучения явлений жизни Для усиления политехн. направленности обучения X наряду с изучением важнейших хим произ-в предусмотрено более глубокое ознакомление учащихся с науч. основами создания и использования материалов совр. техники Рассматривавшиеся ранее в отд темах курса сведения о полимерных материалах объединены в самостоят.раздел, завершающий курс органич X В нем с необходимыми теоретич дополнениями рассматриваются физ. и хим свойства высокомолекулярных веществ и полимерных материалов на их основе - пластмасс, каучуков, хим волокон Осн.содержание курса 11-го кл. - обобщение знаний по неорганич и органич X (раздел «Основы общей химии»). Здесь систематизируются сведения о рассмотренных в курсе науч. понятиях, законах, теориях, вводятся дополнит теоретич сведения (о строении атомов, энергии связи, кристаллич решетках, веществах переменного состава, закономерностях хим реакций, элементов, органич соединениях и др.), что позволяет учащимся более глубоко осмыслить ранее изученный материал Здесь же обобщаются сведения о важнейших произ-вах хим и нефтехим пром-сти, роли X в развитии др. отраслей х-ва, осн.направлениях науч. -техн. прогресса в X (комплексное использование сырья, внедрение прогрессивных и безотходных произ-в, аппаратов большой мощности, автомати-зиров систем управления и т и), важнейших профессиях хим профиля Завершается раздел обсуждением места X среди наук о природе, ее роли в познании совр. науч. картины мира Обучение с 8-го по 11-и кл велось по учебникам Г E Рудзитиса и Ф Г Фельдмана. Новый этап реформы общеобразоват. школы (1988). связан с реализацией идеи демократизации образования, предоставления школьникам возможности выбирать, согласно их интересам, разл профили обучения (гуманитарный, естеств. -науч, техн. и др.). В связи с этим необходимо было по-новому решать вопросы организации и планирования уч -воспи-тат работы школы в целом и по каждому уч предмету в отдельности, раскрытия объема и уровня знаний и умений, определяющих общеобразоват. (базовый). и профильные уровни подготовки учащихся по X На основе Закона Рос Федерации «Об образовании» (1992). и Базисного уч плана ср. общеобразоват. школы (1993). были разработаны новая концепция шк. хим образования (1993), в к-рой определены цели и задачи хим подготовки учащихся ср. школ, система шк. хим образования, ее структура Согласно концепции, учащиеся школы в зависимости от выбора ими профиля обучения могут получать разл хим подготовку Однако при всем разнообразии видов дифференциации в обучении цели хим образования едины и отвечают общим целям совр. школы - формированию у учащихся науч. картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, гуманистич отношений, готовности к труду. Система шк. хим образования включает три ступени подготовки учащихся Пропедевтич хим подготовка осуществляется в нач школе и в 5—7-х кл основной школы Учащиеся должны получить представления о составе, свойствах нек-рых веществ, а также первонач знания о хим реакциях Базовый компонент хим образования (8—9-е кл). обязателен для всех учащихся Он представлен в основной школе в виде систематич. курса X, обучение к-рому должно привести к пониманию учащимися хим явлений, происходящих в окружающем мире, роли X в развитии х-ва страны к формированию «хим культуры» обращения с веществами и материалами Профильный компонент шк. хим образования призван развивать интерес учащихся к X, углублять их знания, способствовать успешному освоению в дальнейшем специальностей, связанных с X Уровень хим подготовки учащихся определяет выбранный ими профиль обучения. На основе Закона «Об образовании» разработаны Гос. образоват. стандарты, в т.ч. Стандарт среднего хим образования Определены инвариант содержания базовой и профильной хим подготовки школьников, макс объем уч нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников основной (9-летней). и старшей (11-летней). школ, а также система заданий для проверки уровня достижений учащихся. Для практич. реализации идеи диффе-ренциров обучения разработаны новые программы по X (1994), отражающие базовый и профильный компоненты содержания хим образования, готовятся учебники и метод пособия для учителей. На занятиях по X общие методы обучения в той или иной мере связанные с использованием хим эксперимента применяется также проблемное изложение В основной школе сообщение новых знаний идет преим в виде эвристич беседы, в ст классах возрастает значение лекций, сопровождаемых семинарскими занятиями для углубленной проработки материала Дидактич функции демонстрационного хим элемента различны в одних случаях он служит иллюстрацией к рассказу учителя, в других - выступает в качестве источника первичных наблюдений для последующего выявления сущности наблюдаемого, часто эксперимент используется для создания проблемных ситуаций, проверки выдвигаемых гипотез при выяснении свойств веществ, возможных способов их получения и т.п. При изучении нового материала значит. место отводится самостоят.проведению учащимися хим опытов, что способствует развитию у них активной позна-ват деятельности, формированию практич. умений Выполняются они в процессе беседы, лекции, при самостоят.работе с учебником, на семинарских занятиях, когда требуется экспериментально проверить высказываемые суждения После изучения темы проводятся практич. занятия, в ходе к-рых учащиеся воспроизводят нек-рые из демонстрац. опытов с целью закрепления знаний и умений, выполняют доступные исследования, решают эксперим. путем хим задачи. В системе самостоят.работ большое место отводится упражнениям Осн.их назначение - обеспечить осознанное усвоение понятий, законов, теорий, развить умение активно пользоваться знаниями для объяснения явлений, предсказания новых фактов Эти упражнения - на выяснение строения веществ по их свойствам, на предсказание свойств по известному составу и строению вещества, на изыскание способов получения заданных веществ и т.д. - сопровождают изучение каждой темы, каждого вопроса программы и строятся в порядке нарастания сложности При изучении хим произ-в наряду с изложением сведений учителем, воспроизведением опытов, иллюстрирующих пром процессы, и использованием разл средств наглядности проводятся экскурсии на хим предприятиях Учащиеся знакомятся с осн. производств процессами и аппаратами, автоматизацией контроля и управления, мерами по охране природы, характером труда людей. Для учащихся, проявлявших повышенный интерес к X и желающих углубить свои знания или подготовиться к прак-тич деятельности в области X, организуются факультативные занятия Наибольшее распространение в школах получили факультативные курсы «Основы общей X », «Строение и свойства органич веществ», «Основы хим анализа», «X в пром-сти», «X в сельском х-ве» Первые два из них в основном теоре-тич направления и имеют целью более глубокое усвоение основ наук Другие - преим практич. характера - способствуют углублению знаний и одновременно готовят учащихся к труду по хим специальностям (в качестве лаборантов заводских и агрохим лабораторий, аппаратчиков цехов и т и). Во всех факультативных курсах теоретич занятия сочетаются с большим числом практич. работ, проведением исследований, выполнением упражнений, решением задач В ряде школ и регионов страны изучаются факультативные курсы более узкого направления, напр. «X строит материалов», «Основы биохимии» Строятся они также по принципу сочетания теоретич занятий с практич. подготовкой учащихся. Наряду с факультативами, и особенно при отсутствии их в школе, ведутся внеклассные занятия по X Осн. их формы кружки, хим вечера, олимпиады, недели X, выпуск стенгазет.н. бюллетеней, занятия с учащимися мл классов, пропаганда хим знаний среди населения и пр Хим кружки работают по разнообразной тематике синтез неорганич и органич препаратов, конструирование приборов и уч пособий по X, разработка новых экспериментов для уроков X, изучение хим процессов местных произ-в, занятия по геохимии, агрохимии, электрохимии и т.н. Школьники изучают дополнит лит-ру, проводят эксперименты, готовят рефераты и доклады Мн кружки устанавливают контакты с предприятиями, лабораториями ин-тов и выполняют исследования по их рекомендациям (анализ почв, водных бассейнов и т.д. ). Иногда кружки работают на базе этих лабораторий под руководством опытных химиков В ряде школ организуются клубы юных химиков, шк. науч. общества и др. Уроки X, факультативные и кружковые занятия проводятся в специально оборудованном кабинете X, где стол учителя приспособлен для демонстрации опытов, а столы учащихся - для выполнения лабораторных работ В кабинете имеются необходимые реактивы, материалы, хим посуда, настенные таблицы, схемы технол процессов, модели производств аппаратов, справочная лит-ра В пед. процессе используются диапозитивы и диафильмы, кинофрагменты и кинофильмы, транспаранты, к-рые обогащают базу конкретных восприятий школьников, позволяют учителю разнообразить методы и приемы обучения, достигать более высоких результатов. Преподавание химии за рубежом. X как самостоят.уч предмет преподается в общеобразоват. школах всех стран Уч -воспитат. цели, идейная направленность обучения, метод принципы во многом являются общими Однако в связи с различиями в структуре школы на изучение X отводится неодинаковое число часов и курсы строятся по-разному В нек-рых странах Зап Европы часто отсутствуют единые шк. программы (они могут составляться на местах), нет.н. единых учебников В определении объема знаний для разных категорий учащихся существуют большие различия В школах США большинство учащихся получают знания по X в курсе общего естествознания (7—9-е кл). Уч материал, отбираемый с учетом его практич. пользы, не выделяется в особый раздел, а входит наряду со сведениями из др. предметов в комплексные темы Самостоятельный,теоретически углубленный курс X изучается лишь в 11-м кл, но не является обязательным и выбирается теми учащимися, к-рые будут продолжать образование соответствующего профиля В Германии X изучается вместе с физикой в 6—9-х кл, при этом даются знания в основном описательного характера Более полный курс неорганич и органич X изучается в реальных классах, т с лишь частью учащихся Так же поставлено преподавание X в школах Великобритании и др. странах. В 60—70-х гг в зап странах сложилась тенденция усиления теоретич содержания курсов X Однако это направление подвергается серьезной критике Теоретически ориентированные курсы оказались сложными для учащихся, у них стал падать интерес к предмету В заруб метод лит-ре все чаще стали раздаваться призывы к отходу от копирования вузовских курсов, к пересмотру соотношения теоретич и описат материала в сторону усиления последнего Создаются курсы, где в качестве ведущих идей, организующих теоретич и прикладной материал, выдвигаются такие глобальные проблемы современности, как охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, преодоление энергетич кризиса, расширение пищевых ресурсов человека, создание новых материалов, проблемы, связанные с изучением космоса и пр Растет движение за то, чтобы X в качестве самостоят.уч предмета изучалась в течение ряда лет всеми школьниками В США ведутся широкие эксперименты в этом направлении
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|