ГОЛЬДЕНБЕРГ Александр Иванович

[1837, Москва, — 19.6(2.7). 1902, Петербург], педагог, математик-методист, один из основоположников методики нач. арифметики. В 1858 окончил физ.-мат. ф-т Моск. ун-та, в 1861 — Михайловскую артиллерийскую академию. С 1865 преподаватель математики 2-й Моск. воен. гимназии. В 1867 вышел в отставку, преподавал в частных уч. заведениях и на разл. пед. курсах; в 1873—75 директор Поливановской земской учительской школы; затем работал на Лубянских жен. курсах и Пед. курсах при Моск. об-ве воспитательниц и учительниц; в 1879- 82 издатель и ред. журн. «Матем. листок». С 1884 в Петербурге: в земской учительской школе, на курсах П. Ф. Лесгафта и др.

В 1876 в 1-м т. «Уч.-воспитат. б-ки» и в 1880 в «Рус. ведомостях» (№ 196) Г. выступил с подробным анализом и критикой «Методики» В. А. Евтушевского. Разработал и обосновал метод изучения действий, положенный им в основу «Методики нач. арифметики» (1885; ). Считая, что арифметич. задачи не цель, а средство обучения, Г. в 1895 приступил к реформе арифметич. задачников как вида уч. пособий, выпустив «Сб. задач и примеров для обучения нач. арифметике» (ч. 1—2, 1885; ). Задачникам Г. свойственны простота, ясность, отсутствие задач схоластич., искусств, характера. Он исключил задачи «на правило», считая, что «рутина освобождает ученика от необходимости мыслить». Г. сделал попытку классификации задач, разбив их на арифметические и алгебраические, сформулировал осн. этапы решения, раскрыл типичные приёмы рассуждений для целого ряда типовых задач и т. д.

Г. оказал влияние на движение за реформу преподавания математики в России в кон. 19 в., развивая рус. методику арифметики (основы к-рой заложил В. А. Латышев). Продолжая линию, намеченную П. С. Гурьевым, Г. предложил практич. план самостоятельного её развития, создал и обосновал самобытную систему обучения арифметике.

Соч.: Уроки счисления в нач. школе. Тула; Беседы по счислению, Саратов, 1906.

ЛитА. И. Гольденберг. [Некролог], «Рус. школа». 1902. № 5—6; Л а и к о в А. В., Труды А. И. Гольденберга, в его кн.: К истории развития передовых идей в рус. методике математики, М., 1951; Пчел ко А. С., А. И. Гольденберг. в его кн.: Хрестоматия по методике нач. арифметики. М. 1940; Д с п-ман И. Я., А. И. Гольденберг, в его кн.: История арифметики. М. 1959.

 

Просмотров: 1158
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ»
  • Аналогии (в решении задач)
  • ГОЛЬДЕНБЕРГ Александр Иванович (1837-1902)
  • Единство обучения и развития
  • Единство философии, математики и физики в учении Декарта
  • Задачи обучения
  • ИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ
  • МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ
  • МАТЕМАТИКИ (философия)
  • МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА
  • МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Методики самоотчета
  • ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ
  • ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ
  • РАЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
  • РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕТОДИКИ
  • РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • Рациональное решение задач
  • СИСТЕМА ЗАДАЧ
  • ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
  • Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков)
  • УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РЕШАТЕЛЬ ЗАДАЧ (УРЗ)
  • ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ
  • ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ
  • ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
  • Этапы процесса обучения
  • Этапы процесса обучения
  • методы обучения в высшей школе
  • цели обучения в высшей школе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь