ГАНЕЛИН Шолом Израилевич

[19.11 (1.12). 1894, Полоцк, — 20.12.1974, Ленинград], педагог, ч.-к. АПН РСФСР (1947), д-р пед. наук, проф. (1943). Учился на юрид. ф-те Петрогр. ун-та (1915- 1917), окончил гуманитарный и внешкольный ф-ты Петрогр. пед. академии (1922). Преподавательскую деятельность начал на вечерних рабочих курсах в Петрограде (1916—17), затем работал в ср. школе в Полоцке. С 1919 в Военно-инструкторском полит. ин-те (1919—20, Петроград), пед. техникуме (1923—30, там же), ЛГПИ им. А. И. Герцена (1924- 1972), ЛГУ (1931—47), Ин-те науч. педагогики (1925—39) Ленингр. филиале (Ленингр. НИИ педагогики) АПН РСФСР (1945—60).

Разрабатывал методологич. проблемы педагогики, гл. внимание уделял взаимосвязи и взаимообусловленности теории и истории педагогики, дидактики и частных методик, педагогики и психологии, пед. теории и практики воспитания и обучения. Для Г. характерны синтетич. подход к вопросам обучения и воспитания, ретроспективный и перспективный анализ компонентов пед. процесса.

В 20-е гг. занимался проблемами теории сов. трудовой школы, к-рую рассматривал как строящуюся на основе соединения общего и политехнич. образования, широкого использования психологии в уч.-воспитат. процессе. В кн. «Осн. вопросы сов. дидактики» (1929, в соавторстве), осмысляя опыт педагогики первых лет сов. власти, раскрыл специфику применения средств активизации познават. деятельности учащихся, предложенных Дальтон-планом, методом проектов, в разл. формах комплексирования структуры и содержания уч. курсов. Разработал оригинальную классификацию методов обучения.

В 50—60-е гг. создал целостную дидак-тич. концепцию, в к-рой охватил осн. проблемы обучения. На основе результатов осуществлявшегося под его руководством многолетнего комплексного исследования подготовил обобщающий труд «Дидактич. принцип сознательности» (1961). В них впервые в сов. пед. лит-ре специально рассмотрел проблемы сознательности в обучении, соотношение сознательности и воспитания мышления с формированием активности и самостоятельности учащихся, их мировоззрения; взаимосвязь принципа сознательности обучения с др. дидактич. принципами.

С переходом в 30-е гг. сов. школы на предметную классно-урочную систему обучения значительно углубил и в известной степени пересмотрел свои подходы к теории педагогики. Исследовал вопросы взаимоотношения педагогики с биологией, психологией; разл. аспекты воспитания как обществ. явления; проблемы методов педагогики как науки. Полагал, что история педагогики призвана решать проблемы, выдвигаемые совр. пед. теорией и практикой. Значит. место в деятельности Г. занимали проблемы истории отеч. педагогики и школы: развитие методики обучения в рус. нач. школе 18—19 вв., влияние зап.-европ. методич. мысли на развитие методов обучения в России и пр. В противовес бытовавшему в 30-е гг. негативному освещению развития сов. педагогики 20-х гг., показал её прогрессивное значение (учебник для пед. уч-щ, «История педагогики», 1940, в соавторстве). В фундаментальном исследовании «Очерки по истории ср. школы в России второй пол. XIX в.» (1950) впервые поставил ряд новых вопросов, касающихся содержания обучения в гимназиях, рев. движения среди учителей и учащихся; включил в круг исследования деятельность мн. методистов, рядовых учителей; дал картину борьбы метод. течений.

Итогом историко-пед. деятельности Г. стал вышедший под его редакцией коллективный труд «История педагогики и современность» (1970), в к-ром ему принадлежит раздел «Пед. системы прошлого». Выступая против изолир. изучения отдельных пед. систем, разрабатывал системно-структурный подход к историко-пед. материалу, стремился к генетич. анализу развития пед. теории.

Соч.: Предмет и метод педагогики, Л., 1956; Процесс обучения и его принципы, Л., 1957.

Лит.: P а в к и и 3. И., Проблемы современности в историко-пед. освещении, СП, 1971, №4; Щукина Г. И., 3 с и ч с н-к о Н. С., Ш. И. Ганелин, СП, 1985, № 1; Ш. И. Ганелин. Библиографии, указатель, М. 1987. М. В. Богуславский.

 

Просмотров: 1537
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • Историко-культурная типология педагогики
  • История педагогики
  • История педагогики
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • Методологические основы педагогики (социальной педагогики)
  • Методология педагогики
  • Методология педагогики
  • Объект педагогики
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • Отрасли педагогики
  • ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
  • ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
  • ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
  • ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИКИ С ПОГРАНИЧНЫМИ НАУКАМИ
  • Предмет педагогики
  • Предмет педагогики
  • Предмет педагогики
  • Предмет социальной педагогики
  • Предмет социальной педагогики
  • Теоретические (научно-теоретические) основы педагогики (социальной педагогики)
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь