ГАНА

(Ghana), Республика Гана, гос-во в Зап. Африке. Возникло в 1957 на терр. быв. брит, колоний Золотой Берег и Того — подопечной терр. ООН (под брит, управлением). Пл. 238,5 тыс. км2. Нас. ок. 13,7 млн. чел. (1988). Гос. язык — английский, офиц. языки: ашан-ти, фанти, акваним, нзима и др. Столица — Аккра.

Европ. (португальские) школы в Г. появились в сер. 16 в. (первая — в 1549) в фортах Золотого Берега. Миссионерские школы стали открываться в нач. 19 в. К кон. 19 в. в Г. сложилось 2 типа миссионерских школ — сельские и городские. Ученики сел. школ жили в интернатах и совмещали учение с работой в х-ве, получая кроме обязат. уроков религии и морали нек-рые навыки письма, чтения и счёта. Обучение в гор. школах носило более светский характер, в них готовили служащих на низшие должности в адм. и торг, учреждениях. В колон. период (после 1874) появились гос. школы, к-рые строились по типу британских начальных и неполных средних, а также первые проф. школы. Был издан ряд постановлений и законов, регулировавших отношения колон. властей и миссионерских школ. Стали создаваться школы на средства и по инициативе самих африканцев. К 20-м гг. 20 в. в Г. было уже ок. 550 нач. и промежуточных школ (св. 48 тыс. уч-ся) и 3 колледжа. После 2-й мировой войны шк. образование продолжало расширяться. В 1950 в 1,5 тыс. нач. школ обучалось ок. 204,3 тыс. уч-ся, в 12 средних — ок. 2,8 тыс. уч-ся, в 19 пед. уч-щах — св. 1,8 тыс. уч-ся. В 1951 80% нас. было неграмотным.

После провозглашения независимости (1957) были приняты меры по повышению роли гос-ва в развитии нар. образования, а также по его секуляризации и демократизации. На Мин-во просвещения было возложено планирование и руководство всеми видами образования. Школы постепенно переходили в ведение местных властей и гос-ва. В 1952 было 1312 частных школ, в 1962—352. Одновременно началось интенсивное строительство новых школ (св. 3 тыс. начальных и неполных средних), что дало возможность увеличить контингент учащихся на 0,5 млн. чел., кол-во ср. школ возросло с 12 в 1950 до 39 в 1960, число уч-ся соответственно с 2,8 тыс. до 11,9 тыс., число пед. уч-щ с 19 до 30. Разрабатывались новые уч. планы и программы, в к-рых 60% времени отводилось на изучение естеств. дисциплин.

Принимались меры по ликвидации неграмотности взрослого населения. Помимо обучения чтению и письму население знакомили с основами санитарии и гигиены, новыми методами агротехники. В 1963 при ун-те Ганы был создан Ин-т по обучению взрослых, организованы разл. курсы для подготовки к экзаменам на свидетельство об образовании разл. уровня.

В 1961 принят закон об обязат. бесплатном нач. обучении, в 1965 — о бесплатном ср. образовании в гос. ср. школах (впервые в Африке).

Современная система образования. С сер. 70-х гг. в стране была введена новая система образования: дет. сады для детей 3—5 лет (в 1988/89 в них воспитывалось св. 182,5 тыс. детей), обязат. 10-летняя школа из 2 ступеней (начальная — 6 лет и промежуточная — 4 года) для детей с 6 до 16 лет, ср. школа (охватывает 2 ступени, младшую — 5 лет, старшую — 2 года), проф. уч. заведения, вузы.

В 1985 46,8% нас. было неграмотным. Расходы на образование составили в 1987 3,4% ВНП. Обучение в гос. школах бесплатное, в нач. школе ведётся на местных языках, а в средней- на англ. языке. Имеются частные школы. В 1987/88 уч. г. в стране было более 15 тыс. гос. нач. школ, в к-рых обучалось ок. 190 тыс. уч-ся и работало ок. 93,5 тыс. учителей; в 180 частных нач. школах насчитывалось ок. 59 тыс. уч-ся и ок. 1,7 тыс. учителей. В 4,4 тыс. гос. младших ср. школах было ок. 185 тыс. уч-ся и ок. 15 тыс. учителей. В 240 гос. старших ср. школах обучалось ок. 146, 7 тыс. уч-ся; занято св. 13,3 тыс. учителей; частных школ — 170; в них — св. 21,7 тыс. уч-ся, ок. 1,2 тыс. учителей.

В кон. 1987 пр-во приняло решение осуществить в стране комплексную реформу образования, к-рая предусматривает введение 6-летней нач. школы, 3-летней младшей ср. школы, 3-летней старшей ср. школы. Для поступления в вуз необходимо свидетельство о законченном полном ср. образовании. Реформа делает акцент на обучении основам ведения с. х-ва или подготовке к работе на пром. предприятиях. С этой целью в дополнение к традиц. дисциплинам (языки, лит-ра, естеств. науки, математика) в. программу вводятся предметы по техн. и проф. ориентации. Система проф.-тех. и спец. образования по подготовке кадров для пром-сти, строительства, с. х-ва включает пром., торговые, коммерч. и др. 3-летние проф. школы, работающие на базе нач. школы, а также 2—3-летние политехникумы, воен. колледжи на базе младшей ср. школы (готовят ср. техн. персонал). В 1987/88 уч. г. нач. и ср. проф. подготовку в гос. уч. заведениях получили св. 25 тыс. чел., в частных — ок. 17 тыс. чел.

Введение обязат. 10-летнего образования и широкая кампания по ликвидации неграмотности в Г. поставили задачу расширения подготовки пед. кадров, особенно по естеств.-науч. предметам. Подготовка учителей для нач. школ осуществляется в течение 3 лет в пед. уч-щах на базе 2 лет обучения в старшей ср. школе, для младших ср. школ — в 2-летних пед. ин-тах на базе старших ср. школ, для ср. школ — на пед. ф-тах ун-тов. В 1987/88 уч. г. в системе подготовки учителей было ок. 15,7 тыс. чел.

В систему высш. образования входят ун-ты, колледжи и ин-ты. В 1989/90 уч. г. в вузах Г. было св. 34,9 тыс. студентов. Ун-ты (1986/87 уч. г.): Гос. ун-т Ганы в Аккре (Легонский ун-т, осн. в 1948 как университетский колледж, статус ун-та с 1961; 6 ф-тов, св. 3,4 тыс. студентов), Гос. ун-т естеств. и техн. наук в Кумаси (осн. в 1951, статус ун-та с 1961; 17 ф-тов, ок. 3,3 тыс. студентов), Ун-т в Кейп-Косте (осн. в 1962 для подготовки пед. кадров; 4 ф-та, ок. 1,5 тыс. студентов). Обучение в вузах на англ. языке.

Лит.: Абрамов В. В., Гана, М., 1976 Попов В. АРеспублика Гана, в кн. Африка: культура и обществ. развитие, М. 1984;Foster Р., Education and social chan ge in Ghana, L. [1965]; G r ah am C. K. The history of education in Ghana, [Tema 1975]; M с W U Harn H. O. A., K w a-mena-Poh M., The development of education in Ghana, [L., 1975]; Sine B., Nonformal education and education policy in Ghana and Senegal, P., 1979.

B. 3. Клепиков, В. А. Попов.

 

Просмотров: 915
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ
  • ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ по учебно-воспитательной работе
  • КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • Культура школы
  • МИССИОНЕРСКИЕ ШКОЛЫ
  • МИССИОНЕРСКИЕ ШКОЛЫ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • Профилизация старшей школы
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • Система непрерывной профессиональной подготовки учителей в области использования средств ИКТ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • УСТАВ ШКОЛЫ
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ
  • ЦЕРКОВНОПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЦИФИРНЫЕ ШКОЛЫ
  • ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЫ-КОММУНЫ
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь