АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ

первая в России гос. светская ср. общеобразоват. школа; открыта в Петербурге (1726) для подготовки молодёжи в Академический университет. Первоначально состояла из 2 отделений: немецкого (3 года обучения) и латинского (2 года). Занятия в гимназии вели академики и студенты Академического ун-та. Основными были филол. дисциплины: лат., греч., нем., франц. языки, риторика, логика и чтение антич. авторов. Преподавались также арифметика, история, география, рисование. Полный уч. курс был обязательным только для готовившихся в ун-т, остальным разрешалось по выбору изучать новые языки и предметы. Возраст учеников не ограничивался, приём в гимназию проходил круглый год. После открытия Шляхетского кадетского корпуса (1732) осн. число воспитанников А. г. составляли представители непривилегиров. сословий (ок. /з — иностранцы); дворянские дети поступали в гимназию лишь в качестве вольных слушателей.

В 30—40-е гг. 18 в. А. г. переживала упадок. Численность поступающих постоянно сокращалась: в 1726 — 112, в 1727 — 58, в 1738 — 22 чел. Осуществлялись меры, направленные на преодоление несовершенства системы обучения: в 1735 была введена стипендия для 20 воспитанников (в 1750 — для 40; размер пособия повышен), в 1747 осн. языком обучения стал русский, изменилась структура предметов. В 1749 появился ещё один латинский («ректорский») класс для особо одарённых учеников.

В 1758—65 А. г. возглавлял М. В. Ломоносов. Восстановив преемственность между гимназией и ун-том, на основе составленного им «Регламента» выделил классы «российские» (рус. яз., ораторское иск-во, стихотворчество и рус. история), «латинские» и классы «общих основании» (естествознание, математика, философия и др.), обучение в к-рых велось параллельно; разделил весь курс на 3 цикла: низший, средний и высший (переход в след. цикл был возможен только при усвоении программы всех параллельных — «классов»). Ломоносов обновил состав учебников (грамматика, риторика, рос. история в др.), набрал новых учителей из студентов ун-та, учредил ежегодные переходные и выпускные экзамены, открыл интернат для бедных учеников на 40 чел. (в 1760 расширен до 60).

В последующие годы в А. г. были основаны подготовит, классы; в ст. классах введена неполная университетская программа (1770). В 1805 А. г. в связи с перестройкой системы образования была закрыта, её ученики (50 чел.), содержавшиеся за счёт АН, переведены в Петерб. гимназию. Среди воспитанников А. г. — академики В. Е. Ададуров, И. И. Лепёхин, Н. Я. Озерецковский, В. М. Север-гин, В. Ф. Зуев, философ-просветитель Я. П. Козельский и др.

Лит.: Толстой Д. А., Академич. гимназия в XVIII столетии, СПБ, 1885; Кулябко Е. С., М. В. Ломоносов и уч. деятельность Петерб. АН, М. — Л., 1962.

 

Просмотров: 958
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ (всеобщая история)
  • ГИМНАЗИЯ академическая (гр. GYMNASION)
  • ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ
  • ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ
  • ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • Индивидуализированного обучения системы
  • КЛАССЫ ВЫРАВНИВАНИЯ классы адаптации, форма индивидуализации обучения
  • КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССЫ
  • КУРС ОБУЧЕНИЯ
  • Курс по выбору
  • ЛОМОНОСОВ
  • ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
  • ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
  • Ломоносов Михаил Васильевич
  • МОДУЛЬНО-БЛОЧНЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
  • ОБЩАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЗАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ
  • ПЕПИНЬЕРСКИЕ КЛАССЫ (от франц. PEPINIERE - питомник, рассадник)
  • ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
  • ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ
  • Переходные классы
  • Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕНИКОВ ПО ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ КЛАССАМ С УЧЕТОМ ИХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • СОВЕТ ВОСПИТАННИКОВ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • ТОВАРИЩЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ
  • Учебные потоки (разбиение учеников на группы по академическим способностям)
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЦЕЛЬНОБЛОЧНЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь