|
ЛОМОНОСОВМихаил Васильевич (1711 — 1765)— русский ученый, энциклопедист, мыслитель, поэт. Академик Петербургской АН, чл. Академии художеств, поч. чл. Шведской АН и Болон-ской АН. Окончил Славяно-греко-лат. академию в Москве, был затем направлен в АН в Петербурге, а затем в Марбург-ский ун-т. В 1741 г. вернулся в Россию. Впоследствии по его инициативе был создан Московский ун-т (1755), ставший новым центром русской науки и культуры. Развивал идеи науки нового времени. Трактовал человека и его психическую деятельность с естественнонаучных позиций, сыграл важную роль в духовном развитии русского общества. Источником познания вслед за Ф. Бэконом, Т. Гоб-бсом, Дж. Локком считал простые идеи, возникающие в организме при контактах органов чувств с природными телами, причем как организм, так и эти тела мыслил подчиненными объективным законам единого Универсума. Из простых идей, согласно Л., возникают сложные идеи, в том числе входящие в состав науки, социальное значение которой для просвещения народа и прогресса культуры ставилось Л. чрезвычайно высоко. Научное познание представлял как взаимосвязь теоретического и эмпирического. Из наблюдения установлять теорию, через теорию исправлять наблюдение есть лучший способ к изысканию правды — писал Л. При этом он настоятельно подчеркивал важность служения науки общественным нуждам, и сам своей многосторонней деятельностью как исследовательской, так и организаторской способствовал этому, что и дало Пушкину основание назвать Л. самобытным сподвижником просвещения. Высоко ставя задачу подготовки квалифицированных молодых людей для развития в России образования и науки, Л. настаивал на зависимости их успехов от природных дарований, возлагая надежду на вовлечение их в науку независимо от сословной принадлежности. Высказал ряд новаторских положений об эмоциях (страстях) и их своеобразии в различные возрастные периоды. (Например, он полагал, что в старости страсти возбудить и утомить труднее, чем в молодости). Большое внимание уделял воздействию речи на психику человека. При этом особо подчеркивал воспитательную (а не только образовательную) роль языка, в особенности для воспитания патриотизма. Л. принадлежит также оригинальное объяснение восприятия цвета. Автор трудов: Полное собр. соч., тт. 1-10, М.-Л., 1950; Избр. Произв., М.-Л., 1965. М.Г. Ярошевский
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|