ЛОМОНОСОВ

Михаил Васильевич (1711 — 1765)— русский ученый, энциклопедист, мыслитель, поэт. Академик Петербургской АН, чл. Академии художеств, поч. чл. Шведской АН и Болон-ской АН. Окончил Славяно-греко-лат. академию в Москве, был затем направлен в АН в Петербурге, а затем в Марбург-ский ун-т. В 1741 г. вернулся в Россию. Впоследствии по его инициативе был создан Московский ун-т (1755), ставший новым центром русской науки и культуры. Развивал идеи науки нового времени. Трактовал человека и его психическую деятельность с естественнонаучных позиций, сыграл важную роль в духовном развитии русского общества. Источником познания вслед за Ф. Бэконом, Т. Гоб-бсом, Дж. Локком считал простые идеи, возникающие в организме при контактах органов чувств с природными телами, причем как организм, так и эти тела мыслил подчиненными объективным законам единого Универсума. Из простых идей, согласно Л., возникают сложные идеи, в том числе входящие в состав науки, социальное значение которой для просвещения народа и прогресса культуры ставилось Л. чрезвычайно высоко. Научное познание представлял как взаимосвязь теоретического и эмпирического. Из наблюдения установлять теорию, через теорию исправлять наблюдение есть лучший способ к изысканию правды — писал Л. При этом он настоятельно подчеркивал важность служения науки общественным нуждам, и сам своей многосторонней деятельностью как исследовательской, так и организаторской способствовал этому, что и дало Пушкину основание назвать Л. самобытным сподвижником просвещения. Высоко ставя задачу подготовки квалифицированных молодых людей для развития в России образования и науки, Л. настаивал на зависимости их успехов от природных дарований, возлагая надежду на вовлечение их в науку независимо от сословной принадлежности. Высказал ряд новаторских положений об эмоциях (страстях) и их своеобразии в различные возрастные периоды. (Например, он полагал, что в старости страсти возбудить и утомить труднее, чем в молодости). Большое внимание уделял воздействию речи на психику человека. При этом особо подчеркивал воспитательную (а не только образовательную) роль языка, в особенности для воспитания патриотизма. Л. принадлежит также оригинальное объяснение восприятия цвета. Автор трудов: Полное собр. соч., тт. 1-10, М.-Л., 1950; Избр. Произв., М.-Л., 1965. М.Г. Ярошевский

Просмотров: 639
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Возникновение психологии как науки
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • Локк: «опыт о человеческом разумении». Простые и сложные идеи. Учение о языке
  • ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765)
  • МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • МОДЕЛИ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ  
  • Науки
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Основные исторические этапы развития психологической науки
  • ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ.  
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • ОСОБЕННОСТИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ  
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАУКИ
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
  • ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь