|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765)— первый русский учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель. Родился в семье помора. В 19 лет ушёл учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в С.-Петербурге, в 1736-41 в Германии). С 1742 адъюнкт, с 1745 академик Петербургской АН. Открытия Л. обогатили мн. отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества, сформулировал принцип сохранения материи и движения; заложил основы физической химии. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Описал строение Земли, объяснил происхождение мн. полезных ископаемых и т.д. Автор трудов по русской истории. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в.; один из основоположников силлабо-тонического стихосложения и пр. В 1748 осн. при АН первую в России химическую лабораторию. По инициативе Л. основан Московский университет (1755). Преподавание в нём началось на основе трудов Л. по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике. Л. разработал "Штаты и регламенты" для университета и университетских гимназий. Основой обучения Л. считал родной язык. В академической гимназии Л. учредил особые классы по изучению русского языка. Изданная в 1748 "Риторика" Л. была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. На основе "Риторики" написаны учебники по русскому красноречию. Перу Л. принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка - "Российская грамматика" (1755, опубликована в 1757; выдержала 11 изданий, переведена на мн. языки). Л. добивался перевода на русский язык мн. учебных пособий. Одной из существенных частей образования, дающей "младым - старых разум", Л. считал историю, патриотические задачи которой сформулировал в "Посвящении к "Истории Российской" В.Н. Татищева" (1749). Л. издал "Краткий российский летописец с родословием" (1760) и "Древнюю российскую историю от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года" (ч. 1-2, 1766), в которой выступил с критикой норманнской теории, утверждая самобытное происхождение русской культуры и государственности. Просветительская деятельность Л. не ограничивалась рамками АН. Он предложил проект создания в С.-Петербурге отдельного университета, не входящего в АН, выдвинул идею открытия университета в Киеве, участвовал в создании АХ в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских городах. Однако гл. роль в осуществлении просветительских замыслов Л. отводил АН. Важнейшим направлением её деятельности считал создание условий для воспитания отечественных учёных. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|