МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ

– это процессы накопления и роста научных знаний. Выделяют три основных подхода к раскрытию механизмов развития науки. Первый –  кумулятивистский (от лат. cumulatio – увеличение, накопление), который возник на этапе формирования классической науки, утверждающий, что наука развивается путем простого приращения знания, увеличение его объема и каждое новое открытие, теория, гипотеза увеличивают объем знаний, расширяют возможности объяснения явлений, в определенной степени углубляют понимание природы (при этом ничего не отбрасывается), т.е. рост научного знания – это чисто количественные накопления. Второй  эволюционный сформировался в конце XVIII-начале XIX века, благодаря эволюционным гипотезам И. Канта и П.С. Лапласа  (объясняла происхождение солнечной системы из гигантских газовых туманностей), эволюционной теории Ч.  Лайеля (о формировании Земли), Ж. Б. Ламарка (о развитии живых организмов), Ч. Дарвина (теория происхождения видов) и Ч. Спенсера, который придал эволюционным идеям универсальный характер и распространил их на развитие самой науки. В XX веке эволюционный  взгляд  на  развитие  науки  в  западной  философии  науки  получил обоснование в виде двух ведущих вариантов. Первый был разработан К. Поппером, который развитие знания рассматривает не как простое накопление всех идей, гипотез, а выборочное, подвергнутое как бы  естественному  отбору, т.е. развитие науки предстает как процесс бесконечного выдвижения смелых гипотез, из большого числа которых выбираются те, которые обладают большей степенью доказательности, и отбрасываются те, которые противоречат опыту, в дальнейшем  они  тоже  подвергаются  проверке,  сохраняясь  или  отбрасываясь.  Второй вариант предложен Т. Куном, который считал, что  эволюционные процессы в науке протекают не постепенно, а через научные революции, каждая из которых формирует свою систему знания (парадигму), не связанную с предыдущей, т.о. наука существует как процесс смены одной парадигмы другой. Третий – диалектический,  согласно  которому  наука  развивается  и  происходит  рост  научного знаний через разрешение противоречий, которые возникают в самом научном процессе  (это  противоречия  между  теорией  и  практикой,  между  отдельными теориями, между методами и подходами, между истиной и заблуждением и др.), при этом на каждом отдельном историческом этапе в процессе разрешения этих противоречий  формируется  своя  система  знаний,  которая  носит  конкретноисторический характер. Разрешение накопленных в науке противоречий может не выходить  за  рамки  существующего  знания,  а  может  вызывать  его  коренную ломку.  В  этот  момент  наступает  революция в  одной  или  нескольких  науках, система знания становится другой, но она внутренне связана с предшествующим знанием. В диалектической  концепции научная революция не является простым отбрасыванием предшествующего знания, а диалектическим его отрицанием, т.е. с моментом преемственности, сохранения. Таким образом, в самой диалектической  концепции находят обобщение и используются все ранее существующие взгляды на развитие науки  (кумулятивистский, эволюционный), но диалектический взгляд на развитие науки не простая сумма предшествующих, а новое качественное  видение самой  науки  как  саморазвивающегося  процесса в  духовной деятельности людей.

Просмотров: 3536
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • ВЫПУСК УСЛУГ НАУКИ И НАУЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • МОДЕЛИ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ  
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • ОБОСНОВАНИЕ ИНТУИТИВИЗМА. Пропедевтическая теория знания
  • ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ.  
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • Основные исторические этапы развития психологической науки
  • ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки)
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • РАЗВИТИЕ НАУКИ
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • ТЕМА в философии и истории науки
  • ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
  • УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ФОН НАУКИ
  • ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Эволюция (Эволюционное развитие, Эволюционный процесс)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь