|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ— системы обучения, организующие индивидуальное продвижение по общей для данного контингента учащихся программе; как правило, характеризуются определённой обособленностью в работе отдельных учащихся. Созданию И.о.с. (начало 20 в.) предшествовали попытки модифицировать сложившуюся организацию обучения в интересах приспособления темпа и режима учебной деятельности к индивидуальным особенностям учеников при сохранении классно-урочной системы обучения. В "Пуэбло-плане" (разработан и применялся в 1888-93 американским педагогом П. Серчем в школах г. Пуэбло, США) общий для всех учебный материал изучался школьниками в собственном темпе; учитель лишь фиксировал удовлетворительное или неудовлетворительное усвоение содержания обучения по каждому разделу курса, не прибегая к более дифференцированным оценкам. "Санта-Барбара-план" (разработан и введён в 1898 Ф. Бёрком в школах г. Санта-Барбара, США) предусматривал разделение учащихся по способностям на три подгруппы, работа в которых различалась объёмом и глубиной изучения материала; допускался переход учащихся из одной подгруппы в другую, не ограниченный определёнными сроками. "Норт-Денвер-план" (введён в 1898 Дж. Ван Синклем в школах г. Норт-Денвер, США) наряду с общими для всех минимальными требованиями предусматривал возможность индивидуальной работы над усложнёнными заданиями (см. Батавиа-план). Разработка И.о.с. шла по трём направлениям. Организация индивидуального режима учебной работы нашла последовательное развитие в Дальтон-плане; сочетание индивидуализации режима и содержания учебной работы с деятельностью учащихся в малых, переменных по составу учебных группах наиболее полно воплотились в Говард-плане и Йена-плане. По отношению к содержанию обучения такие поиски часто сопровождались комплексным построением учебного материала (см.Комплексная система обучения). В 60- 70-е гг. разработка И.о.с. была связана с практикой открытого обучения. Разработка специальных учебных материалов для осуществления индивидуализации обучения реализована в 1913-15 под руководством Ф. Бёрка в "Индивидуальной системе обучения", особенностями которой стали: отход от классно-урочной системы обучения по осн. "академическим" дисциплинам, создание пособий, рассчитанных преимущественно на самостоятельное изучение, и т.д. Эти черты получили развитие в системе Виннетка-план. С середины 50-х гг. эта линия разработки И.о.с. реализована в программированном обучении, а также в системах обучения, строящихся на основе взаимодействия учащихся с ЭВМ (см. Автоматизированная обучающая система). Одной из предпосылок современной практики И.о.с. стала начатая в 60- 70-х гг. разработка учебных пакетов. Их применение сочетается как с традиционными, так и с нетрадиционными организационными формами обучения. Для И.о.с., созданных в США, характерна опора на диагностично поставленные учебные цели (т.е. заданные вместе с критериями их оценки) и тесты. На этой основе построены "Индивидуально предписанное обучение" (создана в начале 60-х гг.), "Индивидуально направляемое обучение" (начало 70-х гг.) и др. С 70-80-х гг. создаются И.о.с., в которых построение учебного процесса направлено на подведение всех учащихся к единому, чётко заданному минимальному, но достаточно высокому уровню овладения знаниями и умениями (см.Полного усвоения система, Келлера план, Бригадно-индивидуальное обучение). См. также Батавиа-план,Келлера план, Обучение, Полного усвоения система,Самостоятельная работа учащихся, Уошбёрн Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|