КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

— способ построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня (например, области детских интересов и склонностей, знакомства с определённым кругом жизненных явлений и т.д.). К.с.о. складывалась в теории и практике начального обучения в противовес разобщённости изучения отдельных учебных предметов, в которых связи между отдельными фрагментами строятся на формально-логической основе. Элементы К.с.о. содержались в педагогических системах: Ж.Ж. Руссо, который связывал учебный материал с естественными жизненными ситуациями; Ж. Жакото (обучение родному языку сосредоточивалось вокруг "образцового сочинения" - романа Ф. Фенелона "Приключения Телемака", 1699); П. Карпантье, П. Робена и др. В Германии ещё И.Ф. Гербарт выдвигал идею тесной связи изучаемых предметов с географией - "наукой ассоциирующего характера". Т. Циллер, исходя из идеи воспитывающего обучения, предложил учебный план народной школы, в котором учебный материал располагался так, чтобы на каждой ступени обучения выдвигалось "известное единое целое" как центр для концентрации учебного материала. Развивали идеи Циллера В. Рейн, Ф. Юнге, О. Шмидт и др., предлагавшие различные основания для концентрации содержания обучения. Теоретические основы и ведущие направления в практике К.с.о. складывались на протяжении 1-й трети 20 в. в рамках нового воспитания, прагматистской педагогики (Дж. Дьюи). Значительное влияние на развитие теории и практики К.с.о. оказала деятельность О. Декроли; основой его образовательной системы являются потребности ребёнка в приспособлении к окружающей среде (т.н. центры интересов). Идеи Декроли нашли применение в практике дошкольного воспитания и начальной школы. Активная разработка К.с.о. в прагматистской педагогике велась в 1920- 1930-е гг. по линии метода проектов. Отказываясь от комплексов, построенных на основе предметно-содержательных связей, сторонники К.с.о. рассматривали деятельность ребёнка, направляемую его потребностями, как основу для корреляции знаний, умений, навыков и отношений, формируемых в результате проработки комплекса. Т.о., в конце 19 - 1-й трети 20 вв. осн. способами объединения содержания обучения являлись: концентрация и корреляция учебного материала. Меньшее распространение получило поверхностное объединение (ассоциация) элементов содержания по внешним, случайным связям между предметами, явлениями, видами деятельности. В 50- 60-х гг. в связи с развитием массового среднего образования выявилось расхождение дидактических возможностей К.с.о. с задачами вооружения учащихся систематическими знаниями и умениями. Элементы К.с.о. вошли в практику дошкольного воспитания, начальной школы и отчасти - младшей средней школы; в средней школе объединение учебного материала из разных предметных областей проводится, как правило, в интегрированных курсах. В России с 60-х гг. 19 в. К.с.о. разрабатывал К.Д. Ушинский, предложивший систему объяснительного чтения. Направленность воспитания и обучения, место и объём школьных дисциплин определял учебный предмет "Родной язык". Темы комплексов были взяты из семейной жизни ребёнка, окружающего быта и труда ("Родное слово", 1864). В 70-е гг. в школы стали проникать предметные (или наглядные) уроки - зародыши интегрированного курса мироведения. Создавались соответствующие хрестоматии, энциклопедии и т.п. пособия для детей, выступавшие основой ассоциирующего преподавания. В течение 70-80-х гг. формировалась методика объяснительного чтения как гл. учебного предмета, сообщавшего учащимся необходимые знания и влиявшего на их миропонимание. С начала 20 в. в русской школе осуществлялся переход к методу концентрации содержания обучения в начальной школе. Системообразующим компонентом выступало изучение окружающей природы и деятельности - природоведение. В 1-й половине 20-х гг. применялись разнообразные формы корреляции К.с.о.: аккордная система, цикловой метод, метод разовых заданий, производственное преподавание. В программах ГУСа 1922-23 осн. принципом работы школы 1-й ступени была идея единого комплекса - "жизнь ребёнка и окружающей его среды". Программы 1923-27 содержали различные уровни комплексирования - от амальгирования (полная интеграция в начальной школе) к комбинированию (интеграция на уровне раздела ряда предметов в 5-7-м классах) и к координации изучения предметов во 2-м концентре 2-й ступени. Осуществлялась интеграция и на основе интеллектуальных умений (Дальтон-план). В начале 30-х гг. К.с.о. была отменена, восстановлена предметная система преподавания. В 1990-е гг. К.с.о. возрождается в виде интегративных курсов и метапредметов. См. также Индивидуализированного обучения системы, Йена-план, Петерсен

Просмотров: 1375
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
  • Гуманизация воспитания и обучения
  • Гуманизация воспитания и обучения
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ)
  • ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
  • Индивидуализация воспитания и обучения
  • Индивидуализация обучения и воспитания
  • КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
  • КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
  • КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ (обучения)
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Модель организации содержания профильного обучения
  • ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, ПЛАН КЕЛЛЕРА
  • ПРЕДМЕТНАЯ СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ПРЕДМЕТНО-КУРСОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
  • ПРЕДМЕТНО-КУРСОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
  • ПРИЕМ ВОСПИТАНИЯ (обучения)
  • ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ
  • Персонализация воспитания (и обучения)
  • Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения
  • Психический материал процесса обучения
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Средства обучения и воспитания
  • Учебный модуль дистанционного обучения
  • Формы обучения (формы организации обучения) военнослужащих
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • методы обучения в высшей школе
  • цели обучения в высшей школе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь