АБАЙ КУНАНБАЕВ

[29.7(10.8).1845, Чингизские Горы, ныне с. Караул Абайского р-на Семипалатинской обл., — 23.6 (6.7). 1904, там же], казах. поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казах. лит-ры. Учился в медресе в Семипалатинске, самостоятельно изучил перс, язык. На формирование его мировоззрения оказали влияние гуманистич. идеи Низами, Навои и др., взгляды рус. демократов. А. К. получил известность среди казахов как знаток нар. жизни, обычаев, судейских решений по тяжбам и др., как автор мн. сатирич. стихов, к-рые заучивались казах. молодёжью. В стихах и прозаич. «Словах назидания» высказал просветительские идеи.

Причину большинства пороков казах. общества А. К. видел в невежестве, к-рое распространяется из-за отсутствия правильно организованного обучения детей. Существовавшие в Семипалатинской области неск. правительств, школ-пансионатов для казахов не обеспечивали образование детей кочевников. Надежды на просвещение народа А. К. связывал с обучением юношей и девушек в рус. школах. В обучение рекомендовал включать общие элементарные знания, сведения о культуре Востока и Запада, казах. и рус. народов. Он предлагал обучать детей и молодёжь как родному, так и русскому языкам, видя в этом ключ к осмыслению мира и нац. культур и путь к равноправному положению казахов среди др. народов. По убеждению А. К., широкое общее образование развивает ум, волю, мировоззрение человека, способствует его устремлённости к истине и справедливости. А. К. поощрял серьёзное отношение молодёжи к учению, самостоят. овладение навыками, полезными в повседневной жизни.

В произв. А. К. большое внимание уделено нравств. и трудовому воспитанию молодёжи, решающую роль в к-ром он отводил семье, гл. обр. положит. примеру родителей и старших родственников. В нравств. совершенствовании человека А. К. особое значение придавал поэзии и музыке. По А. К., благородство человека зависит от развитости чувства прекрасного. А. К. перевёл на казах. яз. стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, басни И. А. Крылова. Идеи рус.-казах. культурного сотрудничества, высказанные А. К., оказали Значит. влияние на обществ. мысль в Казахстане. Произв. А. К. впервые изданы на казах. яз. в Петербурге в 1909.

Соч.: на казах. яз. — Поли, собр. соч., т. 1 — 2, А.-А., 1977; в рус. пер. — Избр., М., 1981; Слова назидания. А.-А., 1982.

Лит.: Тажибаев Т. Т., Филос., психол. и пед. взгляды Абая Кунанбаева, А.-А., 1957; А у эз о в М. О., Абай Кунанбаев. Ст. и иссл., [А.-А., 1967]; Сомбаев А. И., Просветитель-демократ Абай Кунанбаев, СП, 1970, №8; Шаймерденова К. Пед. взгляды Абая Кунанбаева, А.-А., 1990.

Г. М. Храпченков.

 

Просмотров: 2915
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АБАЙ КУНАНБАЕВ (1845-1904)
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
  • Дополнительное образование детей
  • Дополнительное образование детей
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ (внешкольная работа)
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви – катихизис
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • КУНАНБАЕВ АБАЙ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи
  • НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи
  • Образование как система
  • ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
  • САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи
  • Самоубийство как образ жизни
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь