ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

— направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью. С учётом интересов и возрастных особенностей взрослых создаётся и действует система специализированных учреждений общего и профессионального образования, культурно-образовательных, досуговых и т.п. Необходимость О.в. обусловлена динамикой социального и научно-технического прогресса, переменами в содержании и характере труда и общественной деятельности людей, увеличением свободного времени и, т.о., возможностей его рационального использования. В настоящее время значение О.в. усиливается происходящей структурной перестройкой экономики и обусловленной этим необходимостью переквалификации и переобучения значительного числа лиц трудоспособного возраста. Исторически зарождение О.в. (18 в.) связано с необходимостью для работающих компенсировать недостаточность элементарных общеобразовательных и начальных профессиональных знаний, адаптироваться к меняющимся условиям жизни, повысить уровень культуры. С середины 20 в. О.в. чаще всего рассматривается как элемент непрерывного образования. Наиболее распространённая форма О.в. - обучение в свободное время. О.в. в системе повышения квалификации осуществляется в рабочее время, с отрывом или без отрыва от работы. Занятия под руководством преподавателя (лекторов, инструкторов) сочетаются с самообразованием. В России предпосылки для развития О.в. возникли в 60-70-е гг. 19 в. с открытием воскресных школ. В конце 19 в. появились технические школы (низшие, средние, ремесленные) и общеобразовательные и профессиональные курсы, создававшиеся Русским техническим обществом. Повышенный уровень общего образования давали народные университеты (в т.ч. Шанявского университет, осн. в 1908). Действовали также народные библиотеки, читальни и народные дома (см.Внешкольное образование). После 1917 важнейшими задачами О.в. стали ликвидация неграмотности и культурно-просветительная работа. В городах создавались рабочие клубы, библиотеки, народные театры и т.п., на селе - избы-читальни (её разновидности - красная яранга, красная юрта и т.п.), в административных центрах - народные дома. В полном объёме эти работы не были реализованы гл.о. из-за материальных трудностей. В советской педагогической теории 20-30-х гг. О.в. трактовалось как часть внешкольного образования. Постепенно это название было вытеснено другими терминами: "политико-просветительская работа", а позже "культурно-просветительская работа", которые точнее отражали её содержание и направленность. 1-й Всерос. съезд по внешкольному образованию (1919) одобрил следующие единые принципы просветительской работы среди взрослых: поддержка и содействие свободному проявлению творческой самодеятельности масс, общедоступность учреждений культуры, ведение занятий на родном языке. О.в. занимались также профсоюзные, комсомольские, пролеткультовские (см.Пролеткульт) и другие общественные организации. В Наркомпросе РСФСР и в местных органах народного образования были созданы специальные, т.н. внешкольные отделы для руководства О.в. (см. Главполитпросвет). В 20-х гг. сеть собственно школ для взрослых объединяла школы грамоты, школы политграмоты и вечерние школы взрослых повышенного типа, в которых кроме общеобразовательных преподавались и специальные предметы. До середины 20-х гг. общее среднее О. в. осуществлялось также через рабочие факультеты. С середины 20-х гг. возникли формы О.в., призванные обеспечить различные образовательные запросы и возможности учёбы: рабочие университеты (с 1925), рабочие и крестьянские курсы (с 1926). В 1930 созданы комбинаты рабочего образования, объединившие вводные и т.н. производственно-политехнические курсы и рабочие технические школы (общее образование в объёме 7 классов и техническая подготовка). Рабочие университеты были преобразованы в техникумы. В сельской местности создавались комбинаты колхозно-совхозного образования. Расширялись масштабы заочного обучения. В 1936 вечерние школы взрослых были унифицированы, определены 2 их типа - неполная средняя школа взрослых (на базе начальной школы; срок обучения 3 года) и полная средняя школа взрослых (на базе 7-летней школы; 3 года). Обучение без отрыва от работы. К концу 30-х гг. вечерние и заочные школы стали осн. формой общего О.в. В 1930-41 Наркомпрос РСФСР выпускал журнал "Школа взрослых" (название менялось). По мере распространения всеобщего обучения учреждения О.в. интегрировались в единой системе образования страны. Культурно-образовательные функции выполняли также дома культуры (с 1930), основой которых была самодеятельность населения. В 1945 система учреждений О.в. была переориентирована на научно-просветительские и культурно-воспитательные задачи. Было создано (1947) Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (с 1962 общество "Знание"). В 50-х гг. реорганизована система клубных учреждений, возникли многочисленные народные университеты. Большее распространение получило повышение квалификации работников. В 50-х гг. развернулась сеть курсов по изучению передовых методов труда, по обучению вторым профессиям и др. С 80-х гг. культурно-просветительная работа в трудах некоторых теоретиков стала переосмысливаться как специфический вид досуговой деятельности, как педагогически организованная самодеятельность взрослых в условиях свободного времени и неформального общения, направленная на развитие личности в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами. В 90-е гг. появилось большое число разнообразных курсов, школ и других учебных заведений для взрослых, осуществляющих обучение новым профессиям и специальностям.

Просмотров: 1275
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • КАТЕГОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • МЕТАСИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СТРУКТУРА БЮДЖЕТА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ТИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь