|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
Свобода(др. рус. – свой) – степень автономии человека в его взаимодействии с внешним миром и, в первую очередь, с другими людьми, с обществом; это степень его внутренней независимости. Выражается она как способность действовать (принимать решение, делать выбор, самостоятельно воспринимать, мыслить, оценивать) согласно своим интересам, целям, ценностям, способностям и возможностям. Степень свободы зависит как от субъективного фактора (состояния организма, характера, воспитания), так и внешнего объективного (предоставленных законом, обычаями, традициями свобод; законами природы; экономическими и политическими условиями). В итоге свобода связана с самоопределением, самосознанием человека, аккумулирующего все эти фактора. Свободный человек способен управлять собой – своими желаниями, стремлениями, страстями. С позиций христианства свобода есть богочеловеческий процесс, реализация которого тем полнее, чем смиреннее человек. Свобода здесь есть добровольное и сознательное следование моральным заповедям, выполнение долга по зову души, по велению сердца. Свобода, по христиански, это образ Бога в человеке, который прямо не ограничивает его, но снимает жесткую детерминацию от внешнего падшего мира, дает ориентиры выбора действий, ценностей, идей, мотивов и т.д. Потому и человек свободен в той мере, в какой он зависим от Бога и независим от колебаний среды (политики, экономики, личных отношений). В любой среде человек может остаться с Богом или жить без него, только в одной это сделать легче, в другой – труднее. Свобода есть результат правильного, грамотного и естественного устроения жизни, не столько общественной, сколько личной, внутренней и духовной. Она всегда находится внутри человека. Лишь постигший собственное предназначение и обретший веру человек становится свободным. В русской культуре понятие свободы тесно связано с понятием правды и справедливости. Антиподом свободы является несвобода, рабство. Это когда человека угнетают, когда он сам не может выбирать себе правительство, не имеет права говорить на своем языке, когда у него отнимают Родину, родную семью, родной дом, когда ему приходится жить в страхе; когда, и это главное, созданы условия, мешающие, а не способствующие движению человека от Зла к Добру. Символы свободы – факел, рассеивающий тьму, женщина со скипетром, орел, колокол, разбитые цепи. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|