|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
СВОБОДА— одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами. В русском языке слово "С." в самом общем смысле означает отсутствие ограничений и принуждения, а в соотнесённости с идеей воли - возможность поступать как хочется. Изначальное представление о С. общественного человека соотнесено с законом и, соответственно, с ответственностью за его соблюдение и наказанием за его нарушение. Представление о С. в развитых монотеистических религиях соотнесено с благодатью. Эти образы С. обобщаются в представлении о С. как познанной необходимости. Не зависящие от человека ограничения могут таиться в нём самом и обусловливаться не только незнанием и неумением, но и страхами (Эпикур, С. Кьеркегор), в частности страхом самой С. (Э. Фромм), страстями/аффектами (Р. Декарт, Спиноза). Одним из источников ограничений может быть власть. В характеристике С. как действия заключена важная проблема возвышения С. от произвола к творчеству. В произволе и творчестве С. обнаруживается - как С. негативная и С. позитивная. И. Кант именно в позитивной С. усматривал действительную ценность. В этическом плане позитивная С. предстаёт как добрая воля, подчинённая нравственному закону. В новоевропейской философии складывается понятие С. как политико-правовой автономии гражданина. Автономная воля обнаруживается как свободная через обуздание своеволия. В сфере права это - подчинение личной воли общей воле, выраженной в общественной дисциплине. В сфере морали это - сообразование личной воли с долгом. В психологическом плане автономия выражается в том, что индивид действует в уверенности, что другие признают его С. и из уважения не препятствуют ей, а также в том, что он демонстрирует уважение к С. других. В морали максима "С. одного человека ограничена С. другого" переосмысливается как личная задача и получает строгую форму императива: ограничивать собственное своеволие, подчиняя его соблюдению прав других, не позволяя себе чинить несправедливость в отношении других и содействуя их благу. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|