СВОБОДА ВОЛИ

филос. понятие, обозначающее филос.-этич, проблему - самоопределяем или детермини­рован человек в своих действиях, т. е. вопрос об обу­словленности человеч. воли. Ожесточённые споры, ве­дущиеся вокруг С. в. со времён Сократа, вызваны осо­бой жизненной значимостью этой проблемы, ибо от её решения зависит признание ответственности человека за свои поступки. Если каждое действие строго пред­определено и не может быть иным, чем оно есть, то его нельзя вменить в вину или поставить в заслугу. Но, с др. стороны, представление о воле как ничем заранее не обусловленной «конечной причине» морального дей­ствия предполагает разрыв причинного ряда природ­ных явлений, что противоречит потребности науч. объяснения.

В соответствии с двумя сторонами этой антиномии в истолковании С. в. выявились гл. обр. две филос. позиции: детерминизм, отстаивающий причинную обу­словленность воли, и индетерминизм, отвергающий её. Сообразно факторам (физическим, психическим и др.), признаваемым причиной волевых актов, среди филос. детерминистич. концепции принято различать «геометрич.», или механич., детерминизм (Спиноза, Гоббс) и менее строгий - детерминизм психический, или пси­хологический (Т. Липпс). Примером наиболее после­довательного индетерминизма могут служить учения И. Г. Фихте и ?. Ф. Мен де Бирана.

Однако в истории философии распространены скорее смешанные, эклектич. доктрины С. в., сочетающие противоположные позиции. Таков дуализм Канта. Как разумное существо, принадлежащее интеллиги­бельному (умопостигаемому) миру, человек, по мысли Канта, обладает С. в. Но в эмпирич. мире, где господст­вует естеств. необходимость, он несвободен в своём выборе, а воля его причинно обусловлена. Следы по­добной двойственности носит и концепция Шеллинга: с одной стороны, он определяет свободу как внутр. необходимость, с другой - признаёт самополагающий характер первоначального акта выбора. Гегель, провоз­глашая С. в., по существу наделяет ею не человека, а «мировой дух» , воплощающий «чистое» понятие С. в.

В идеалистич. философии кон. 19-20 вв. среди тен­денций в истолковании С. в. преобладает волюнтарист­ский и персоналистич. индетерминизм, а также распро­странена позитивистская установка обходить эту проб­лему. У Бергсона, напр., обе эти тенденции переплета­ются. В своей защите С. в. он ссылается на органич. цельность и уникальность душевных состояний, не поддающихся разложению на отд. элементы и постоль­ку, согласно Бергсону, причинно не обусловленных. Виндельбанд рассматривает волевые акты в одних слу­чаях как причинно обусловленные, в других - как сво­бодные. Проблема С. в. стоит в центре внимания атеистич. экзистенциализма (Сартр, Камю), к-рый усма­тривает в человеке носителя абс. свободы, противо­стоящего внеш. миру, сводя по существу С. в. к свое­волию.

В теистич. религ. учениях проблема С. в. ставится в плане самоопределения человека по отношению к бо­гу, причём само понятие С. в., без к-рого невозможна религ. этика, сталкивается с понятием «благодати» и непреложного божеств. предопределения. Попытки разрешить возникающие здесь противоречия порож­дали различные, часто противоположные течения ре­лиг. философии (напр., томизм и молинизм в католи­цизме, кальвинизм и арминианство в протестантизме). Крайние религиозно-детерминистские варианты учений о предопределении, ставящие человеч. личность в абс. зависимость от сверхъестеств. силы, божеств. воли, составляют совместно с натуралистич. детерминизмом и с языческой верой в судьбу осн. набор концепций фатализма.

Просмотров: 1100
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА
  • Воля (сила воли)
  • ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ
  • Детерминизм | индетерминизм
  • Детерминизм и индетерминизм
  • Закон свободы воли
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • ПО СУЩЕСТВУ ОСПАРИВАЕМОЕ ПОНЯТИЕ
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Проблема человека в философии Спинозы
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы
  • СВОБОДА ВОЛИ
  • СВОБОДА ВОЛИ
  • СВОБОДА ВОЛИ
  • СВОБОДА ВОЛИ
  • СВОБОДА ВОЛИ
  • СВОБОДА ВОЛИ
  • СВОБОДА ВОЛИ
  • СВОБОДА ВОЛИ
  • СВОБОДА ВОЛИ
  • СВОБОДА ВОЛИ
  • СЛАБОСТЬ ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА
  • Свобода воли
  • Свобода воли
  • Свобода воли
  • Свобода воли= СВОБОДА ВЫБОРА
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь