КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ


КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
Кареев Николай Иванович (1850-1931) - историк, философ, социолог. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербург, университета (1873); проф. Варшавского (1879-84), затем Санкт-Петербург, университетов (с 1886, с перерывом между 1899-1906 в связи с увольнением по подозрению в политической неблагонадежности). С 1910 - чл.-корр. Российской АН, с 1929 - почетный член АН СССР.
Кареев - историк по преимуществу. Его перу принадлежат фундаментальные труды по истории крестьянского вопроса во Франции в конце 18 в. (магистерская диссертация 1879), многотомный труд по истории Зап. Европы Нового времени (1892-1917), а также трехтомная история французской революции (1924-28). Кареев даже упрекали за то, что он хотел якобы сделать из истории царицу мира, вытеснить теоретизм историзмом. Вне теоретико-познавательных философско-исторических и социологических подходов Кареев не мыслил предметы своих исследований. Самые первые работы Кареева - философско-исторические. "Основные вопросы философии истории" - тема его докторской диссертации (1883).
Специфический интерес к культурному процессу как стороне исторического процесса, к проблемам взаимодействия культуры и форм социальной жизни, прогресса в культуре и культурного упадка, роли личности в культурной истории, к истории культуры России, Зап. Европы и всего человечества - еще одна характерная черта творчества Кареева. Отталкиваясь от трудов историков Бурдо, Лакомба, Бернгейма, Кереев делил исторические факты на прагматические (исторические события, действия людей, их поступки и т.д.) и культурные. Критикуя излишний, по его мнению, крен в сторону "прагматизма", его преобладания над культурой, равно как сосредоточенность только на культурных процессах, на изучении безличной эволюции одних надорганических форм, ценой понижения личного начала в историческом процессе (на этом основании Кереев отрицал существование особой "истории культуры", отличной от общей исторической науки), Кареев ратовал за изучение истории как переплетающихся и взаимовлияющих прагматических и культурного процессов, как взаимодействия личностей и культурных форм.
С другой стороны, Кареев выделял в истории "вечное взаимодействие" культурных и социальных отношений, полагая, что на культуре отражается социальное устройство, а на изменении социальных форм - состояние культуры. Культурное и социальное развитие Кареев изучал одновременно, и в этой связи он отвергал чисто духовное объяснение культурного развития безотносительно к социально-экономическим условиям и настаивал на обусловленности культурными причинами "экономического быта", что позволяло Карееву, в частности, не только отвергать монизм "экономического материализма" Маркса, который он понимал как требование выводить все из одного начала, но и признавать его частичную правоту. Наиболее общей методологической основой всего научного творчества Кереева, в том числе его культурологии, является концепция "положитнльной", "критической" философии. Это - не материалистическая и не спиритуалистическая философия. Антропология, философия истории и этика - основные составные части философии. Иногда Кареев пользовался термином "философия общества", обращался и к древним филоским дисциплинам.
Поскольку Кареев полагал, что философия - наука только о явлениях и управляющих ими законах, а не о сущности этих явлений, и отвергал "нуменологию", т.е. метафизику, своим феноменализмом философия Кареева примыкала к позитивизму в широком смысле этого слова. На позитивизм ориентировали и установки Кареев на научность в духе конкретных позитивных дисциплин. Однако чистым позитивистом-сциентистом Кареев не был. Свою философию он считал идейной, пронизанной жизненными мотивами, отвергал философию как простую совокупность отвлеченных логических понятий, простую наукообразную диалектику. Философия, по Кареву, - это мировоззрение с ясными моральными и социальными идеалами, в котором теоретическое согласовано с этическим, объективное с субъективным. Кареев никогда не называл свой метод субъективным, признавал законным только один метод - объективный, но в то же время защищал "законный субъективизм", субъективизм этический, в отличие от "субъективизма незаконного" (национального, конфессионального, партийного и классового).

Энциклопедия социологии, 2009


Просмотров: 1127
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Энциклопедия социологии





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • “ЗАКАТ ЕВРОПЫ. Очерки морфологии мировой истории”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»
  • Гендерный подход в истории
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИРОНИЯ ИСТОРИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • Идея истории
  • КАРЕЕВ
  • КАРЕЕВ
  • КОНЕЦ ИСТОРИИ
  • Линии Демокрита и Платона в истории культуры
  • МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
  • МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
  • РОЛЬ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
  • Риторика в истории науки
  • СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ
  • СМЫСЛ ИСТОРИИ
  • Теория о влиянии выдающейся личности на ход истории
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ
  • книга истории
  • философия истории



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь