Джемс (James) Уильям


Джемс (James) Уильям
(1.11.1842, Нью-Йорк - 16.08.1910, Чокоруа, Нью-Хэмпшир) - американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма.
Биография. Образование по медицине, физиологии и естественным наукам получил в Гарвардском университете. В Германии занимался под руководством Г.Гельмгольца, Вирхова. С 1872 г. - ассистент, с 1885 по 1889 г. - профессор философии Гарвардского университета, с 1889 по 1907 г. - профессор психологии. Читал гостевые лекции по психологии, религии и философии в различных университетах США и Англии. В 1892 г. организовал совместно с Г.Мюнстербергом первую в США лабораторию прикладной психологии в Гарвардском университете.
Исследования. Выступал с критикой ассоциативной психологии. Не являясь экспериментатором, выдвинул множество важных идей в области психологии. Рассматривал сознание как недифференцированный поток непосредственных ощущений и впечатлений, возникающих на основе непрерывных нервных возбуждений ("поток сознания"), в плане его приспособительных функций. В центре его философской системы была помещена личность с ее переживаниями и интересами. Предложил одну из первых в психологии теорию личности. В "эмпирическом Я" (личности) им были выделены: 1. Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.; 2. Социальная личность как форма признания в индивиде личности со стороны других людей; 3. Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т. п., в которой центром является чувство активности Я. В его концепции "воли к вере" постулируется, что индивид, при отсутствии рационального знания, имеет право на веру, если она соответствует его эмоциональной природе и обеспечивает душевное равновесие. Джемс является автором периферической теории эмоции, которую независимо от него обосновал К.Г.Ланге. Оказал существенное влияние на исследования психологов Чикагской школы, в которую входили Дж.Дьюи, Дж.Энджелл, Дж.Г.Мид. Был в дружеских взаимоотношениях с Г.Мюнстербергом и К.Штумпфом.
Сочинения. The Principles of Psychology. V. 1-2, N.Y., 1890;
The Meaning of Fruth. N.Y., 1909; Многообразие религиозного опыта. М., 1910; Прагматизм. СПб., 1910; Some problems of philosophy. N.Y., 1911; Essays in radical empiricism. N.Y., 1912; Научные основы психологии. СПб., 1912; Существует ли сознание? // Новые идеи в философии. Вып. 4, СПб., 1913

Психологический словарь. . 2000.


Просмотров: 985
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Очерки по психологии исследования”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • Видеотехника в психологии (video psychology)
  • ДЕЙСТВИЕ (в психологии)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • Джемс Уильям / James, William
  • Журнал Прикладной Психологии
  • Идиографический и номотетический подходы в психологии (idiographic-nomothetic psychology)
  • Изоляция В Психологии Личности
  • историография психологии
  • история психологии
  • Комитет по профессиональной психологии (США) (American Board Of Professional Psychology)
  • Компетентность в психологии (competency in psychology)
  • Кондаков И.М. Преподавание Психологии В
  • метод психологии
  • Моделирование В Психологии
  • моделирование в психологии
  • Национальный колледж профессиональной психологии (National College Of Professional Psychology)
  • ОПЕРАЦИЯ (в психологии)
  • подход в психологии
  • Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования
  • Последипломная подготовка в области психологии (graduate training in psychology)
  • Преподавание психологии в университетах (teaching undergraduate psychology)
  • Расщеплениее личности (множественная личность)
  • Решающие эксперименты в психологии (crucial experiments in psychology)
  • Статистика в психологии (statistics in psychology)
  • Степень доктора психологии (doctor of psychology degree)
  • Философские проблемы психологии (philosophical problems in psychology)
  • Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
  • Этические проблемы в психологии (ethical problems in psychology)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь