|
Блонский Павел ПетровичБлонский Павел Петрович (1884–1941) — российский психолог и педагог. Б. рассматривал психологию как науку о поведении живых существ («Очерк научной психологии», 1921). Ему принадлежит ряд исследований по педологии («Педология», 1934, 1936) и возрастной психологии («Очерки детской сексуальности», 1935). Выступая за комплексный подход к изучению ребенка, Б. анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения («Память и мышление»; «Развитие мышления школьников», 1935). Он сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти — моторная, аффективная, образная и вербальная — описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. Блонский Павел Петрович (14.05.1884 - февраль 1942) - российский педагог, психолог и философ. Биография. Среднее образование получил во второй киевской классической гимназии. В 1907 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета. С 1908 г. преподавал психологию и педагогику в московских гимназиях. С 1913 г. - приват-доцент Московского университета, Высших женских курсов и университета Шанявского. В 1918 г. защитил диссертацию "Философия Плотина". Преподавал в 1-м и 2-м Московских университетах. Один из организаторов Академии социального воспитания в Москве, первый ее преподаватель и профессор (1919-31). В 1930-41 гг. - заведующий лабораторией памяти, затем лабораторией мышления и речи Института экспериментальной психологии. Доктор педагогических наук (1935). Исследования. В "Очерке научной психологии" (1921) предложил понимание психологии как науки о поведении живых существ. Позже отошел от этих взглядов и стал в качестве предмета психологии рассматривать сознательное поведение, тесно связанное с социальными отношениями. Автор одной из классификаций памяти, осуществленной на генетическом основании. Занимался проблемами развития мышления, воли, сексуального развития. Сторонник педологии. Сочинения. Философия Плотина. М., 1918; Трудовая школа. Ч. 1-2, 1919; Курс педагогики. М., 1918; Современная философия. Ч. 1-2, М., 1918-22; Психологические очерки. М., 1927; Педология. М., 1925; Педагогическое тестирование. 1927; Краткий способ измерения умственного развития детей. 1929; Память и мышление. 1935; Развитие мышления школьника. 1935; Психологический анализ припоминания. 1940 Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. БЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1884-1942) — рос. и сов. педагог, психолог и философ. До Октябрьской революции бы приверженцем идеализма, написал не потерявшую до сих пор своей значимости философскую работу о неоплатонике Плотине. После революции перешел на марксистские позиции. Предметом психологии Б. считал поведение, которое (в отличие от бихевиористов) не отрывалось им от сознания и рассматривалось как «сознательное поведение». Выступал за превращение всей психологии в социальную, т. к. поведение человека, по Б., следует рассматривать как функцию социальной жизни. Б. — автор одной из классификаций видов памяти, проведенной по генетическому принципу: Б. выделяет моторную, аффективную, образную и вербальную память (см. Памяти виды). Исследовал также процессы развития мышления, сексуальное развитие детей. В первые годы сов. власти являлся горячим приверженцем новых форм обучения в единой трудовой политехнической школе. До революции, читая психологию и педагогику в народном ун-те А. Л. Шанявского, оказал влияние на учившегося там на историко-философском факультете Л. С. Выготского, который с тех пор стал серьезно заниматься психологией. (Е. Е. Соколова.) Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|