|
ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии)ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) (англ. holistic approach) — совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с нач. XX в., г. о. в школах целостной психологии, как антитеза господствовавшему ранее элементаристскому подходу. Основные составляющие Ц. п.: 1) решение вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний, поведение, сознание в целом, деятельность и т. п.) и степень ее целостности: является ли данное целое (система) суммативным (целое равно сумме своих частей, как понимались, напр., ассоциативные образования в ассоциативной психологии), организованным (части имеют свои свойства, но при вхождении в целое изменяют их — так понималось гештальт-качество в Австрийской школе), органическим (части не могут существовать вне целого — психологическое поле, гештальт в гештальт-психологии); 2) выделение «целостных» единиц анализа, которые наиболее адекватны целям объяснения свойств целого (так, молекулярный подход к объяснению свойств воды более адекватен, чем атомарный); 3) выделение целостнообразующих факторов, т. е. оснований целого на данном этапе его развития (законы «психологического поля» в гештальт-психологии, эмоции и «структуры» в Лейпцигской школе, «ведущая деятельность» в концепции Д. Б. Эльконина и др.); 4) законы развития целого. Ц. п. был введен в психологию гештальт-психологией и Лейпцигской школой, однако разрабатывался и др. школами (в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, «описательной психологии» В. Дильтея, гуманистической психологии и др.). Определенной проблемой выступает соотношение целостного и системного подходов в психологии. Хотя в литературе эти понятия употребляются иногда как син., более обоснованной представляется т. зр., в соответствии с которой Ц. п. является составной частью более общего системного подхода (см. Функционализм), исследующего не только целостность психологических систем, но и др. свойства и компоненты, а также занимается проблемами моделирования, проектирования и прогнозирования поведения данных систем и т. п. (Е. Е. Соколова.) Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|