Стереометрическая семантика


Стереометрическая семантика
   трактовка логики как науки о получении истинных следствий из истинных посылок все более уступает место более широкой концепции,связанной либо с обобщением понятия следования, основанного на традиционной истинностной оценке и на практических рассуждениях тоже, либо - введением для последних специальных аналогов истинности и ложности (как соответствия, например, идеалам добра, целям субъекта и т.д.). Разработка такой концепции - один из наиболее острых вопросов философии логики. В свое время отказ неопозитивизма оучета нормативно-ценностных факторов познания и ограничение последнего исключительно критериями логической непротиворечивости и эмпирической верификации привели ориентированную подобным образом логику науки в методологические тупики. Не менее опасна и другая крайность - абсолютизация ценностных аспектов, поглощение ими идеала истинного знания как адекватного осмысления реального мира. Такая крайность ведет к полному релятивизму. Проявлением той же тенденции является и прагматическое толкование истины как целесообразности, соответствия целям субъекта.
   Задача заключается не в сведении оценок и норм к описаниям или в построении "новой теории истины",и не в изгнании аксиологии из гносеологии или построении аксиологической теории познания. Отправную точку решения проблемы можно найти у Аристотеля. [1] Оценочные и нормативные суждения выступают как истинные или ложные в силу их соответствия или несоответствия определенным критериям и требованиям. [3] В этом смысле проверка оценочного или нормативного суждения на истинность осуществляется соотнесением его не с эмпирическим фактом, а с нормативно-ценностными установками (образцами, целями и т.п.), определяющими осмысление этих суждений. Такая трактовка семантической оценки нуждается в уточнении, поскольку истинность в этом случае получает излишне расширительное толкование.
   Цели как вид знания оцениваются не с точки зрения их истинности или ложности как соответствия или несоответствия объективной реальности, а с точки зрения их правильности или неправильности, т.е. соответствия или несоответствия социально и интерсубъективно значимым образцам. Любая оценка означает наличие у предмета свойств, приближающих его к некоторому нормативному образцу. Так выражение "хорошая земля" выражает способность почвы давать высокий урожай, "хороший друг" - свойства человека, на которого можно положиться. Значение оборота "хороший" сливается со значением оборота "соответствующий достижению такой-то цели" или "соответствующий такому-то образцу или стандарту". Во всех этих случаях речь идет о соответствии определенного типа. Но если истинность - установление соответствия сущему, то нормативно-ценностная оценка есть установление соответствия потребностям и целям социального субъекта, т.е. должному, необходимому. Так же как истина является метапредикатом, применимым к любому знанию, соответствующему реальности, , и выражает общую семантическую схему этого соответствия, так и оценочное выражение "хороший" является по сути дела "омонимом" (Аристотель), "псевдопредикатом" (Е.Холл), "метапредикатом" (Дж.Мур), "универсальным аксиологическим квантором" (Р.Гартман). Конкретный ответ на вопрос: "Что есть добро (хороший)?", как и на вопрос: "что есть истина?" зависит от предмета анализа и выбора методологии.
   Указание целевого (нормативно-ценностного) соответствия по своему семантическому содержанию и механизму аналогично установлению истинности, что также является морфологичным и предикативным, так как свойства цели (образца, стандарта) могут описываться вполне определенными предикатами. Так о конкретном ноже можно говорить как о "хорошем" тогда и только тогда, когда он имеет характеристики, требуемые стандартом и, главное, этим стандартом заданные. Семантика и описания и оценки связана с отсылкой к некоторым образцам, имеющим нормативный характер. Для описаний это соответствие предметному значению, задаваемое с помощью единства описательной и нормативно-указательной идентификации. Например, "красный автомобиль" истинно тогда и только тогда, когда цвет описываемого автомобиля соответствует традициям именования его как красного. Для оценок - это также соответствие нормативному образцу: "хороший автомобиль" истинно тогда и только тогда, когда автомобиль обладает определенным набором свойств. В этой связи становится ясным общий характер перехода от описания к оценке и от описания к норме. В первом случае речь идет о задании (описании) свойств реального или идеального образца и установлении степени соответствия этим свойствам конкретных анализируемых вещей. Во-вторых на основании того же описания формируются требования ("хороший нож должен быть острым", "Хороший доклад должен быть кратким и ясным"), которые могут участвовать в оценке.
   Оценки, нормы и фактологические описания, будучи различными по семантической природе, едины в их механизме семантического оценивания - все они суть установления определенных соответствий. Описания дескриптивны и объективны (суть описания объективной реальности), нормы и оценки - дескриптивны и субъективны (суть соответствия описываемой реальности описаниям образцов и целей). "Истинностная" и "целевая (нормативно-ценностная)" оценки оказываются двумя полюсами - объективным и субъективным - в установлении смысла знания. На этой основе уже можно решать вопрос о "логико-семантической" природе проблемы существенного.
   Однако в какой бы степени ни соответствовала бы идея целям и потребностям, как бы она ни была в этом плане "хороша", если она не реализуема, то остается утопией и фантазией. Знание, интегрируемое в идее, не будет отличаться от представлений о чуде как о желаемом преобразовании сущего в должное вне учета реальных возможностей такого преобразования. Поэтому знание, содержащееся в идее существенного, должно пройти оценку не только на истинность как соответствие реальности. В этом случае оно не выходит за рамки потенциальной осуществимости, реализации идеи "в принципе". Интегрируемое в идее сущности знание должно пройти проверку и на возможность фактической реализации идеи, на соответствие имеющимся в наличии средствам.
   Постановкой вопроса о логико-семантической природе синтеза осмысленного знания является не сведение друг к другу различных видов семантического соответствия, а их совмещение в едином семантическом схематизме. Следует различать как минимум три вида семантического соответствия: (1) адекватность целям, которая оценивается как соответствие данного описания описанию желаемого результата, нормативного образа (нормативно-ценностная оценка и соответствие); (2) адекватность реальности как истинность или ложность описания (истинностная оценка и соответствие); (3) адекватность имеющимся средствам и возможностям (оценка на реализуемость). В принципе, можно выделить также четвертый вид соответствия - установление адекватности реализованной идеи предполагавшейся ценностной форме (результативная оценка).
   Каждый из видов семантического соответствия (оценивания) соотносит знание, содержащееся в идее, с различными видами реальности. Для анализа этих соответствий вполне применим (с несущественными модификациями) обычный семантический аппарат в духе теории А.Тарского или ее развития С.Крипке и в "рефлексивной" семантике [7]. Различие - в характере действительности, соответствие с которой устанавливается. В первом случае это реальность целей (ценностных норм). Во втором - непосредственно материальная действительность. В третьем - реальные возможности, которыми мы располагаем. Синтез этих трех оценок-соответствий позволяет говорить об идее как не просто об истинном знании, а о знании, выражающем "Истинное стремление", т.е. знании, берущемся в единстве модусов (абстракций) потенциальной осуществимости, практической целесообразности и фактической реализуемости. Каждый из семантических аспектов (соответствий) идеи может быть связан со стадиями зрелости и воплощения идеи:
   1. Формирование цели как образа желаемого результата есть этап осознания потребности и формирования представления о должном и необходимом. Однако, должное и необходимое может быть и принципиально не осуществимым в действительности (как этом может быть в случае со сказочными образами ковра-самолета, скатерти-самобранки и т.п.);
   2. Установление принципиальной (потенциальной) осуществимости цели на основе объективного истинного знания. Однако истинное знание может быть еще нереализуемым, поскольку средства его воплощения еще не созданы в силу низкого уровня развития производственных сил. Это уровень научной идеи. Это уровень научной идеи, художественного замысла и т.п. Ряд образов научной фантастики основан на таком знании потенциальной осуществимости;
   3. Установление путей и средств реализации идеи.
   Семантическая трактовка знания одновременно в модусах истинности (потенциальной осуществимости), практической целесообразности и фактической реализуемости есть, по сути дела, переход от двумерной, "плоскостной" семантики, рассматривающей знание только в терминах "истинно"-"ложно", к семантике "стереоскопической". Семантическое обоснование практического рассуждения и содержание идеи сущности" стереоскопично" в том смысле, что задается не одной, а как минимум - тремя проекциями, каждая из которых есть установление определенного вида соответствия (оценки).
   Воспользуемся традиционным для логической семантики представлением содержания знания в виде некоторого множества описаний состояния ("возможных миров"), непротиворечиво описывающих некоторую предметную область. Среди описаний состояния выбирается одно - соответствующее реальному состоянию предметной области (выделенный "реальный мир"). Остальное суть описания его непротиворечиво возможных состояний. В терминах описаний состояния вводятся и определяются понятия выполнимости, логической истинности (выполнимости во всех описаниях состояния - "возможных мирах"), логического следования, доказуемости, формализуемости и т.д. С точки зрения этого логико-семантического аппарата обоснование содержания идеи существенности будет выражаться в последовательном вычеркивании описаний состояния ("возможных миров"), не соответствующих реальности (семантическая оценка в терминах "истинно" - "ложно"), цели или нормативному образцу (оценка в нормативно-ценностной проекции "хорошо" - "плохо"), имеющимся средством (оценка в проекции реализуемости: "реализуемо" - "нереализуемо"). Каждое из вычеркиваний есть результат установления соответствия (несоответствия), проекции набора описаний на плоскости соответствующих характеристик-критериев. В результате такой стереоскопической процедуры оценивания происходит вычеркивание знания о нереальном, ненужном и невозможном в данных условиях, т.е. - о не существенном. Оставшийся набор описаний состояния дает представление о содержании знания, осмысленного и существенного с точки зрения не только его истинности, но и целей, и возможностей практики.
   Такой подход оставляет анализ в рамках семантики, что, однако, не исключает возможность специальных прагматических построений, примером которых могут служить концепции Р.Монтегю и Р.Столнейкера [4; 6]. Если в концепции Монтегю прагматический контекст совместно с системой "возможных миров" детерминирует значение истинности утверждений, то согласно Столнейкеру, эта детерминация поэтапна: прагматический контекст определяет концептуальные системы, а те уже имеют определенные значения истинности или ложности. По крайней мере, представляется заслуживающим внимания отнесение Р.Монтегю понятия смысл к сфере прагматики, а не семантики, которую он связывает исключительно с понятиями истинности и выполнимости.
   Логический анализ и синтез существенного знания на подобной семантической основе, в принципе, может осуществляться двумя способами. Так, каждое соответствие может рассматриваться как введение некоторого оператора над описанием. Пусть Т -оператор соответствия реальности, G - оператор соответствия целям, а R - оператор соответствия практическим возможностям. Тогда выражение TGR р будет означать не только истинность р, но и его целесообразность и практическую реализуемость. Каждый оператор дает выражению соответствующую модальную квалификацию, поэтому логический анализ и синтез идеи в этом случае может строится на основе комбинирования модальных операторов. С точки зрения семантики "возможных миров" это означает, что операторы T, G, R и вводят соответствующие каждому из них системы описания состояния ("возможные миры"). Знание, представленное в каждой из этих систем, выражает соответствующие составляющие содержания идеи. Последняя предстает как инвариант преобразований систем описаний состояния, вводимых модальными операторами. Такой подход можно назвать "модальным". Он делает акцент на формальной стороне дела и предполагает построение специальных логических систем, исследующих отношения между модальными операторами, и последующую семантическую интерпретацию этих систем. Другой подход - "семантический", наоборот, строится на предварительном установлении соответствий (вычеркиваний описаний состояния) и лишь последующей формализации инвариантного знания. В этом случае для логического анализа и синтеза осмысленного знания (соответствующего и реальному, и должному, и реализуемому), т.е. содержания идеи, программы и т.п. вполне достаточен обычный аппарат логики предикатов.
   Если допустить возможность противоречивых описаний состояния ("невозможных возможных миров"), то логический переход от целей к средствам аналогичен релевантному следованию, когда импликация А—В приемлема, если мы используем именно А для достижения В. Более естественным, однако, является использование обычной логической дедукции в ее стандартном выражении или с некоторыми модификациями, например, в духе теории резолюции [8]. Возможна также интерпретация построения и анализа в рамках теоретико-игровой семантики, когда анализ рассматривается в виде диалогической игры, участники которой защищают или оспаривают некий тезис.
   Переход знания в идее или целевой программе из модуса практической целесообразности в модус физической реализуемости подобен решению задачи, когда предполагается существование неизвестного (х), удовлетворяющего условиям, т.е. делающего их истинными. В этом случае решение задачи может быть ориентировано "на нахождение" - поиск предмета, удовлетворяющего некоторому описанию, либо "на доказательство" - поиск непротиворечивого описания этого предмета. Однако логический строй плана решения один - разрешение противоречия между возможным (идеальным) и действительным (реальным). Допущение о существовании цели (неизвестного) в случае установления непротиворечивости плана решения устанавливает и реальный статус неизвестного. Аналогично и в техническом творчестве имеются два основных класса проблем: перехода от известного предмета к возможностям его использования и от представления о возможном назначении (свойствах и параметрах) - к предмету его реализующему. Первая проблема сводится к задаче "на доказательство", вторая - "на нахождение"
   Выражая единство анализа и синтеза, непротиворечивого описания и построения, логический анализ идеи сущности развертывается и как единство необходимого и возможного. Пронизывая и интегрируя различные модусы знания в рамках идеи, плана решения или целевой программы, он развертывается в одной плоскости "как бы реального". Логический анализ выражает само существо вопроса о семантическом обосновании идеи существенности. Выступая прескриптивной гипотезой, знанием, интегрирующим информацию о необходимых ресурсах и условиях достижения целей идея существенного выражает, в конечном итоге,предписания по реализации этих целей. Важно, что как и любой план решения, представления о сущности могут проверяться и корректироваться только на основе их выполнения. Однако, нелепо корректировать программу после ее выполнения. Поэтому в качестве проверки идей широко используются методы имитации и моделирования. Но именно подобного рода моделированием и выступает логико-семантический синтез знания. Он дает знание о непротиворечивом единстве знания истинного, должного и возможного, т.е. непротиворечивую, "работающую" модель. Логический формализм дает информацию как о "скрытом схематизме", так и о его возможном развитии. Логическое единство задач "на нахождение" и "на доказательство" есть единство описательного и операционального компонентов модели: первый дает знание о структуре явления, второй - о множестве актов преобразования и построения этой структуры. Поэтому неверно, что "логическое следование зависит от понимания" [9]. Логическое следование есть упорядоченная структура коцептуализированного (уже понятого и осмысленного) знания.
   В современной логической семантике необходимость и возможность трактуются, фактически, как квантификация по описаниям состояния ("возможным мирам"): необходимо то, что истинно во всех описаниях состояния, а возможно - то, что истинно в некоторых, хотя бы и в одном из описаний состояния.
   Такой подход, применяемый, например, в семантическом обосновании систем модальной и интенсиональной логики, по сути дела, является сведением содержания идей необходимого и возможного к идеям общего и особенного [2;5].Однако,как мы уже отмечали, необходимость - это не только проявление универсальной общности (всегда и везде сущего, но и долженствование удовлетворения некоторой потребности, достижения цели. Возможность, в свою очередь, выступает как способность реализации этой цели, допустимость этой реализации. При этом речь идет не о возможных "вообще" описаниях, а возможных относительно необходимых целей при определенных условиях, а мы получаем перспективу логического анализа знания существенного (необходимого). Осмысленное знание как знание существенного выражается в синтезе знания, взятого в модусах истинности, целесообразности и реализуемости. И в этом плане многомерная "стереометрическая" семантика реализует идею об оптимизирующей роли нормативно-ценностных регуляторах познания. Оптимизация состоит в обеспечении логического синтеза, рациональности осмысленного знания.
   1.Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в четырех томах. Т.4. М., 1983, ,с.173-174.
   2. Ивлев Ю.В. Содержательная семантика модальной логики. М.,1985,
   3. Лобовиков В.О. Модальная логика оценок и норм с точки зрения содержательной этики и права. Красноярск, 1984.
   4. Монтегю Р. Прагматика. // Семантика модальных и интенсиональных логик. М. 1981, с.254-279.
   5. Слинин Я.А. Современная модальная логика. Л., 1976.
   6. Столнейкер Р.С. Прагматика // Новое в зарубежной лингвистике: Вып.16. Лингвистическая прагматика. М., 1985, с.419-438.
   7. Тульчинский Г.Л. Проблема осмысления действительности. Логико-философский анализ. Л., 1986; Тульчинский Г.Л. «Новые» теории истины и «наивная» семантика. (Об «альтернативных» теориях истины в современной логической семантике). //Вопросы философии. М., 1986, № 3, с.27-32.
   8. Чень И., Ли Р. Математическая логика и автоматические доказательства теорем. М., 1983.
   9. Stroud B. Inference, belief und understanding // Mind. 1979. Vol.88, No.350, p.190.
   Тульчинский Г.Л. Логико-семантические основания синтеза описаний, оценок и норм. // Логика и теория познания. Л., 1990, с.128-140.
   Тульчинский Г.Л. Стереометрическая семантика: логико-семантический синтез истинного, должного и реализуемого // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. – СПб: СПб ГУ, 1998, с.371-373.

 Г.Л.Тульчинский

Проективный философский словарь. — Санкт-Петербург: Международная Кафедра (ЮНЕСКО) по философии и этике СПб Научного Центра РАН. . 2002.


Просмотров: 606
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Проективный философский словарь





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ”
  • “КНИГА ЗНАНИЯ”
  • «ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»
  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • ВОЗМОЖНЫХ МИРОВ СЕМАНТИКА
  • ЗНАНИЯ СОЦИОЛОГИЯ
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • Наука и социология знания
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Предположения и опровержения. Рост научного знания
  • Принцип соответствия
  • Производство знания
  • СООТВЕТСТВИЯ ПРИНЦИП
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • Фоновые Языковые Знания
  • Фоновые знания
  • Фоновые знания (в социолингвистике)
  • Формы знания и общество
  • археология знания
  • гендерные исследования знания
  • когнитивного соответствия теории
  • легитимация знания
  • семантика возможных миров



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь