Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 сдвиг проблем



сдвиг проблем


сдвиг проблем
        СДВИГ ПРОБЛЕМ — одно из ключевых понятий концепции методологии научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Оно возникло в связи с необходимостью оценить характер модификаций научных теорий и гипотез в процессе их эволюции. Отказавшись от ригоризма первоначальной формы фальсификационизма, лишавшего статуса научности любые модификации теорий и гипотез при столкновении с контрпримерами, К. Поппер встал перед задачей выработки критериев правомерности таких модификаций, которые приводили бы к действительному росту научного знания в процессе его эволюции. Решая эту задачу, К. Поппер выдвинул в качестве подобного критерия прирост дополнительного эмпирического содержания теории при ее модификации и подтверждение, по крайней мере, части этого дополнительного содержания. Исходя из этой идеи, И. Лакатос и вводит понятие «С. п.». Это же понятие при оценке прогрессивного роста знания использует в своих поздних работах и К. Поппер, который формулирует новое понимание своего «метода предположений и опровержений» в виде циклической схемы: Р1-ТТ-ЕЕ-РК, где Р1 — исходная проблема, ТТ — первичное ее предполагаемое решение, ЕЕ — критическое исследование этого решения, а РК — новая проблема, возникающая в результате этого исследования. Таким образом, предметом методологического анализа и оценки, с точки зрения критериев прогресса знания, становится не отдельная теория, а последовательность сопоставляемых теорий, в основе которых лежит определенная научно-исследовательская программа. Такая последовательность может образовывать теоретический С. п. двух типов.
        С. п. прогрессивный и регрессивный — понятия, которыми И. Лакатос характеризует типы изменений научных теорий в зависимости от роста, застоя или убывания их эмпирического содержания. Ученые, обнаруживая аномальное несоответствие между следствиями из некоторой теории и наблюдаемыми фактами, могут модифицировать эту теорию, вводя добавочные условия ее применения или изменяя интерпретацию ее понятий. Так постепенно образуется последовательность теорий Т Т2, Т3,..., в которой каждая последующая обладает большим эмпирическим содержанием (способна расширить круг предсказываемых явлений) по сравнению с предыдущей. Тем самым обеспечивается теоретически прогрессивный С. п. (возникают и решаются новые проблемы, связанные с совершенствованием теорий). Если новые предсказания выдерживают эмпирические проверки, т.е. открываются новые факты, можно говорить об эмпирически прогрессивном С. п. Таким образом, изменение теоретического ряда, влекущее за собой рост эмпирического знания, характеризуется как прогрессивный С. п. Напротив, если изменения теорий не увеличивают их эмпирическое содержание и не ведут к открытию новых фактов (так бывает, напр., когда теория модифицируется лишь за счет введения гипотезы ad hoc, объясняющей только данный факт, но не имеющей исследовательской перспективы), можно говорить о регрессивном С. п. (ученые заняты «подгонкой» теории под конкретные факты, но не могут обеспечить ее прогрессирующее развитие).
        «Прогресс» и «регресс» — оценки, применимые только к последовательностям теорий, т.е. являются характеристиками их развития. Прогресс теорий ради роста эмпирического знания вообще является, по Лакатосу, неотъемлемой характеристикой науки. Изменение теории, которое ведет не к увеличению, а к уменьшению ее эмпирического содержания (напр., за счет чисто языковых ограничений или переинтерпретаций), не является научным. Таким образом, наука не может остановиться в своем росте, не перестав быть самой собой.
        См. также «Предположения и опровержения».
        В.Н. Пору с

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1420
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ”
  • “КНИГА ЗНАНИЯ”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ
  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • ЗНАНИЯ СОЦИОЛОГИЯ
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • Методы эмпирического исследования (empirical research methods)
  • НЕРАЗРЕШИМОСТЬ ТЕОРИЙ
  • НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ ТЕОРИЙ
  • Наука и социология знания
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Предположения и опровержения. Рост научного знания
  • Производство знания
  • Рефрейминг содержания
  • Рефрейминг содержания
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • ТЕОРИИ СТАДИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • Фоновые знания
  • Формы знания и общество
  • Фундаментальные проблемы теорий истины
  • археология знания
  • вера в теории познания и философии науки
  • гендерные исследования знания
  • после этого значит по причине этого
  • теоретические комплексы и сети теорий



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь