реляционизм


реляционизм
        РЕЛЯЦИОНИЗМ — это «взаимоотнесенность всех смысловых элементов и их взаимно обосновывающая значимость внутри определенной системы», существенные только для определенного исторического типа бытия, при изменении которого меняется и сама нормативная система. Такое определение Р. дает К. Манхейм в «Идеологии и утопии» (1929), где он выражает свое отношение к релятивизму и стремится прояснить различные смыслы самого феномена релятивности, отличая от него реляционность как особый объективно обусловленный случай.
        В соответствии с традиционной теорией познания, знание фиксирует объект вне времени, изменений, перспективы и ситуации, но в действительности истина «доступна только в разных плоскостях», что и принимается за релятивизм. На самом деле речь должна идти о Р., который подразумевает не произвольный характер этих «разных плоскостей», но познание как «приближение к подвижному объекту с подвижных позиций». Социология знания, имеющая дело с подобной ситуацией, должна быть учением об «экзистенциальной обусловленности знания», а как метод — о его историко-социологической обусловленности. В связи с этим Манхейм и ввел понятие «реляционирования» в отличие от традиционно понимаемого релятивизма. Субъект реляционирует, если соотносит высказывание с определенной интерпретацией мира и социальной структурой как ее предпосылкой, осуществляет отнесение отдельных духовных образований ко всей структуре исторического и социального субъекта. При этом не утрачивается объективность восприятия, познания в целом; она лишь достигается косвенно, результаты обеспечиваются аспектом познания, присущим данному наблюдателю. Это не релятивизм в том смысле, что можно принять любое мнение; но Р., и формулировка любого высказывания всегда носит реляционный характер. По Манхейму, Р. переходит в релятивизм в том случае, если он примет статический идеал «вечных истин», оторванных от наблюдателя и перспективы его видения и если о нем будут судить с позиций идеала «абсолютной истины». Теорию познания следует пересмотреть, положив в ее основу «тезис о реляционной структуре человеческого познания», при котором по-новому понимается и объективность знания, когда предметы исследуются под различными углами зрения, затем применяются методы, способные синтезировать или согласовать выводы.
        Если различие реляционности и релятивности носит эпистемологический характер, то различие реляционности и относительности обнаруживается при онтологическом подходе. На это обратил внимание Н. Гартман в «Этике» (1925): противоположность реляционности (Relationalitat) — субстрат, противоположность относительности (Relativitat) — абсолютное. Так, реляционная структура, которой отчасти обладают все категории, не означает относительности категорий, тогда как, например, можно говорить об абсолютности нравственных ценностей и относительности ценностных благ.
        Л.А. Микешина

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1075
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Витгенштейн: социальная теория познания
  • ДРЕВО ПОЗНАНИЯ
  • Дерево познания добра и зла
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Логика Научного Познания
  • Логика чистого познания
  • ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ
  • Плюрализм как модель познания
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Стрела познания: набросок естественноисторической гносеологии
  • ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Теория познания
  • УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • дерево познания добра и зла
  • красота как методологический принцип познания
  • логика научного познания (логика науки)
  • лосось познания
  • относительности принцип
  • теория познания
  • теория познания
  • условия познания
  • форма познания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь