|
предметпредмет ПРЕДМЕТ — в самом общем смысле — любое реально существующее нечто, начиная от универсума и кончая спином электрона; все, что может быть познано. Но чаще такое нечто называют объектом и различают два типа объектов: предметы — объекты, способные самостоятельно существовать в пространстве и времени, и признаки — объекты, существующие лишь в составе предметов как их характеристики, черты, определенности. Часть П., с этой точки зрения, — также П.: не обладая самостоятельным существованием актуально, она способна к такому существованию. Вторым критерием для отличения П. от признака является асимметрия между ними: признак характеризует П.; обратное же невозможно: П. не может быть характеристикой признака. Современные номиналисты и реалисты (платоновские реалисты, платонисты) едины в признании объективной реальности предметов. Расходятся они по вопросу о реальности признаков. Платонисты полагают, что признаки так же реальны, как и предметы. Номиналисты это отрицают. В попытках разрешить этот спор они пришли к выводу, что приведенные выше критерии для отличения П. от признака, предложенные еще Аристотелем, недостаточны. Для ужесточения был создан целый набор терминов. П. называют, вслед за Аристотелем, первой сущностью, конкретной сущностью, конкретом, индивидом, партикуляром; признак — абстрактной сущностью, абстрактом, универсалией. Со времен Платона и Аристотеля различают, с одной стороны, индивидуальные П. — материальные образования, локализованные в пространстве-времени и представляющие собой сочетание единичных, особенных и всеобщих признаков, а с другой — общие П. (дом вообще, человек вообще); те самые, о которых говорят общие понятия «дом», «человек» и т.д. Вопрос о существовании общих П., задаваемых содержанием общих понятий, обсуждался на протяжении всей истории философии, но особую остроту приобрел в спорах средневековых номиналистов и платонистов. Принципиальное значение для гносеологии имеет также различение микро-, макро- и мегапредметов. Человек — макропредмет. Его органы чувств также макропредметы, исторически сформировавшиеся для познания макропредметов. Но наука вывела человечество за границы макромира — в микро- и мегамир, для познания которых его органы чувств оказались неприспособленными. Не разрешили проблему и приборы, которые по необходимости также являются макропредметами. Это несоответствие пространственных характеристик исследователя пространственным характеристикам исследуемых П. привело в 20 в. к гносеологической революции: заговорили об относительности П. к средствам наблюдения, возник принцип дополнительности, были пересмотрены понятия необходимости, причинности, истинности и т.д. П., опосредованный человеческим трудом, называют «вещью». Однако нередко термины «П.» и «вещь» («res» по-латыни) употребляют как синонимы. Для конструктивного гносеологического анализа П. так же важно отличать от вещи, как и от объекта. Необходимо также отличать П. от П. познания и объект от объекта познания. Объектом познания называют исследуемое явление в целом, например человеческое общество; П. познания — ту его сторону, которая непосредственно описывается в теории, напр. политическую структуру общества. Г. Д. Левин Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|